Англо-аргентинский военный конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов породил целый ряд примечательных и в чем-то поучительных эпизодов. Видное место среди них занимают воздушные рейды бомбардировщиков «Вулкан» ВВС Великобритании с аэродрома Уайдэвейк на острове Вознесения к Фолклендам.
Главная роль в проводимой Великобританией операции «Корпорейт» по отвоеванию Фолклендских островов, занятых 2 апреля 1982 года аргентинскими войсками, принадлежала военно-морскому флоту. Ближайшая авиабаза Королевских ВВС находилась очень далеко от театра военных действий, и наибольшее, на что им приходилось рассчитывать — это участие в боевых действиях эскадрильи штурмовиков «Харриер» в составе авиагруппы одного из авианосцев под командованием флотских начальников. Однако руководство КВВС не желало мириться с таким положением дел. В кабинетах Главного штаба ВВС родился амбициозный план бомбардировочного рейда к Фолклендам с острова Вознесения, получивший кодовое наименование «Блэк Бак», расстояние до цели — 6260 км, с множеством дозаправок в воздухе. Военная целесообразность задуманного мероприятия вызывала сомнения даже в среде самих военно-воздушных сил, а на флоте отношение к нему состояло в диапазоне от сдержанно-скептического до нескрываемо раздраженного, но КВВС не могли себе позволить оставаться в стороне от разворачивающихся в Южной Атлантике грандиозных событий.
Самолет, задействованный для выполнения этой задачи, — бомбардировщик Авро «Вулкан» — являлся настолько же инновационным во времена его создания, насколько и устаревшим к наступлению рассматриваемых событий. При его разработке, начатой в 1947 году, использовались трофейные германские материалы по аэродинамике больших скоростей, которые в значительной мере сформировали футуристический облик новой машины. «Вулкан» считался первым в мире серийным реактивным самолетом, выполненным по схеме «летающее крыло». В основу концепции применения было положено сочетание высокой дозвуковой скорости и потолка с незаурядной маневренностью на больших высотах. Поэтому оборонительное пулеметно-пушечное вооружение сочли излишним. Вся бомбовая нагрузка в целях снижения аэродинамического сопротивления размещалась в бомбоотсеке внутри фюзеляжа, узлы внешней подвески первоначально отсутствовали.
Стратегический бомбардировщик Авро «Вулкан» был принят на вооружение в 1956 году, всего выпущено 134 серийные машины, 45 в варианте B.1 и 89 в варианте B.2; последняя (№ XM657) произведена в январе 1965 года. Вместе с самолетами Виккерс «Вэлиант» и Хэндли Пейдж «Виктор» они составили флот так называемых «V-бомберов», стратегических носителей ядерного оружия, но самолеты двух других типов были уже давно сняты с вооружения либо переоборудованы в заправщики. «Вулканы», которыми в лучшие годы было вооружено девять эскадрилий КВВС, в ударной роли прослужили дольше всех. Взгляды на их применение с течением времени менялись. Исходно V-бомберы создавались в качестве носителей атомных бомб. В 1960-х годах штатным вооружением «Вулканов» В.2 была термоядерная крылатая ракета «Блю Стил», подвешиваемая под фюзеляжем. Другим, еще более экзотическим, боеприпасом могла стать американская баллистическая ракета воздушного старта GAM-87 «Скайболт», но в серийное производство она не пошла. Этот проект привнес в конструкцию самолета подкрыльевые пилоны. По мере реализации программы «Поларис» Королевским ВВС пришлось отказаться от стратегических амбиций, и бомбардировочной авиации — переориентироваться на нанесение тактических ядерных ударов, опять с использованием свободнопадающих боеприпасов...