В состоятельной семье парижского банкира де Га 19 июля 1834 года родился гениальный французский живописец, график, гравёр и скульптор Илер Жермен Эдгар Дега. 190 лет назад!
Выпускник парижской Школы изящных искусств (1855-56) получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-52). С 1853 года он учился на юридическом факультете Парижского университета, с 1854 год начал посещать мастерскую ученика Энгра Л. Ламота, а в 1855 году поступил в Школу изящных искусств.
Он восхищался Энгром, считая его крупнейшим живописцем современности, но сам стал великим импрессионистом, хоть и считал всегда себя независимым художником и недолюбливал манеру письма и радостную атмосферу импрессионистических пейзажей. В центре его творчества всегда оставалась жизнь современного ему города.
Он как никто умел передать на полотне – через выражение лиц и позы персонажей – одиночество человека в большом городе. Картины Дега отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур.
В 1855-60 годах он пять раз побывал в Италии, где копировал Рафаэля, Беллини, Тициана и других художников. Он пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855); «Автопортрет» (1857, офорт); «Семья Беллели» (1860-62); «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса» (около 1869-72). Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями французского Ренессанса.
Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861). Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам - фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства.
В 1861 году Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и других: их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886).
Однако он не всё принимает в их методе. Так, работа под открытым небом не привлекает его: он делает на пленэре наброски, но картину предпочитает заканчивать в мастерской. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремится передать мгновенное, неуловимое движение - отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей.
Дега - блестящий рисовальщик, душа его искусства - линия, быстрая, точная, стремительная. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72); «Скачки в провинции» (около 1870-72); «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок); «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник»; «Оркестр оперы» (1868-69); блистательная прима-балерина, в лёгкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель); «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, Музей изобразительных искусств, Москва).
Но театр не всегда феерия и волшебство, порой это рутина репетиций, усталость: «Репетиция балета на сцене» (около 1876-77). Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883); «Перед сном» (около 1883, пастель); «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель). Дега тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Картины его кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но «случайность» эта — плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления.
Дега много путешествовал по Франции, побывал в Бельгии, в Америке у родственников матери в Нью-Орлеане: «Хлопковая контора» (1873). Но главное место его наблюдений - Париж. Здесь он создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884).
Во время Франко-прусской войны, в которой Дега принимал участие, художник простудился и стал терять зрение. Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам - кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза).
Он умер 27 сентября 1917 года в возрасте 83 лет в Париже.
* * *
Автор благодарит за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это позволяет автору продолжать работать для вас. Ну, а если подписка будет вас тяготить, то отписаться вы сможете в любой момент.
#дега #картины #пастель #рисовальщик #импрессионист