На Первом канале завершился наконец сериал «Два берега». Вышел он редкость гармоничным – сценарий нелогичный, грим нелепый, игра актёров натужная. Но всё-таки, есть светлые пятна и на этих берегах.
Здравствуйте!
Долгая история непонятной вражды двух деревенских семей – Сколчиных и Ермаковых – наконец закончилась. 16 серий авторы безжалостно косили население небольшой уральской деревни, чтоб в финале, в лучших мыльных традициях, обнаружить на другом конце страны потерянного наследника. В сюжет, который всё пытался догнать «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» (иногда через откровенный плагиат), вдруг ворвался латиноамериканский ветерок. Украденный когда-то сынок, отданный на воспитание вольным черемисам, благополучно вырос за кадром и успел оставить потомство. В отличие от несчастных местных жителей, которые мучились в кадре.
«Два берега»: конспект вместо сценария
Создателей фильма нельзя с полным правом назвать авторами. Они оказались не способны придумать оригинальную историю. Пришлось подглядывать в первоисточники.
Местные язычники с их верованиями и заклятиями – это из «Угрюм-реки».
Сложные личные взаимоотношения на фоне больших событий – это из «Вечного зова».
Колхоз в отдалённой деревне, который строят общими усилиями, не взирая на происки врагов – это «Тени исчезают в полдень».
А сюжеты из жизни черемисов (народ, о котором авторы имеют смутное представление) пришлось позаимствовать у Будулая.
Авторы всё это изучили, законспектировали, скомпилировали – и раскатали на 16 серий. Кое-что, конечно, пришлось натянуть, кое-где подштопать, но на большую часть нестыковок просто махнули рукой.
Внимательным зрителям надо просто прикрывать глаза. Нечего в телевизор всё время пялиться.
«Два берега»: к чему это всё было?
Столь долгое повествование должно было нести в себе какой-то смысл. В любых семейных сагах он есть. Например: от судьбы не уйдёшь. Или: жизнь всех рассудит. А ещё лучше: сила народа в единстве.
Но в сериале «Два берега» смысл найти трудно. Похоже, что авторы и сами не знали, какой посыл вложили в такую длинную историю.
За 16 серий практически всех изничтожили. Чудом уцелел один-разъединственный внук – тот, который от великой любви.
Это авторам кажется правильным? Они же хозяева над своими персонажами, вот так распорядились – всех в расход, оставить только тех, кто к этой великой любви причастен: Варю, Мишу и внучка от потерянного наследника.
Получается, что те, другие дети, которые не от великой любви, а от простой, семейной – их не жалко? Пусть гибнут разнообразными способами?
Ещё одно непонятно: кто из всей этой толпы народу хороший? Кулаки Сколчины – как есть мироеды, но ведь и Ермаковы не лучше, несмотря на свою любовь великую. Мужьям-жёнам изменяют средь бела дня, друг друга бьют почём зря.
Даже Ольга, благородная дворянская дочь, которая героически кинулась под падающую сосну, брезгливо отталкивает маленькую внучку: Не наша порода. А чего привыкать – всё равно проживёт недолго.
Вредители вредят время от времени, а положительные герои на это только глазами хлопают. Из всех злодеев одного наказали, да и то – без морали.
Есть проблема в современном кино: не получаются у нынешних артистов с режиссёрами положительные персонажи. Отрицательные – они активные, они всё время что-то придумывают, вредят. А положительные – какие-то недотёпы. И как только таких колхозом руководить поставили.
Особенно заметно это несоответствие в образе председателя Захара. Зря, конечно, авторы герою такое имя дали. До того Захара, из фильма «Тени исчезают в полдень», он не дотягивает. И Сергей Горобченко – не Пётр Вельяминов, и этот вымученный персонаж – бледная тень Большакова.
«Два берега»: не всё так плохо
Но, как я уже говорила, есть несколько светлых моментов
Во-первых, в сериале очень много персонажей. И они показаны в разном возрасте. А это значит – дали возможность заработать большому количеству артистов. В том числе и начинающих. В кадре мелькало множество детей – так что одной Виталиной Корниенко не обошлись, показали, что есть у нас и другие юные актёры, им тоже дали поиграть, проявить таланты. Это же хорошо, правда?
Второй положительный момент, как ни странно, в большом количестве персонажей, которых мы по ходу потеряли. Вот вспомните старые фильмы: там же, если какой-то герой погuбaл – ну сердце же рвалось. Зрители переживали экранную боль, как свою. В сериале «Два берега» такого нет: ничего не рвётся, никто не переживает. Столько народу положили, что и сами герои уже привыкли. Поначалу ещё плакали, а к финалу – максимум чёрный платочек наденут да за столом посидят. А иногда просто упомянут: мол, такой-то – всё. И вперёд, к следующим сериям.
А третий приятный момент: весёлые минуты, которые нам доставляли художники по гриму. В первых сериях, когда актёров молодили, это было забавно. Но в последних, когда их состарили…
Карикатурные парички и морщинки напомнили персонажей из старой «Сказки о потерянном времени».
Пожалуй, и сериал стоило так назвать.