Для начала скажу, что дети мои "Вечера на хуторе близ Диканьки" так и не осилили. Сыну нужно было читать "Ревизор", но и он уперся рогом руками и ногами.
Объясню в чем проблема. У сына в прошлом году по школьной програме был "Тарас Бульба". Учитель решила чтением не ограничиваться, но и посмотреть с детьми фильм. Очень хорошо запомнила реакцию сына: да мне после этой книги и этого кино кошмары сниться будут! Не могу сына винить, сама читала "Тараса Бульбу" один раз в жизни, в школе, и ни разу за всю жизнь больше не возникло желание к этой книге прикоснуться. Фильм тоже смотрела. Пересматривать не буду. Нет, я не прониклась, не оценила и не воспылала праведным гневом. Ребенок мой тоже. Хоть и пыталась объяснить сыну, что Гоголь классный, у него много чего есть другого почитать, пунктик видимо остался. Ну что ж, учителю флаг в руки. У них свой подход.
У дочери в списке на лето были "Вечера на хуторе близ Диканьки". И после нескольких вечеров мучений я решила и эту миссию возложить на плечи школьного учителя литературы. Мы пытались слушать в аудиоформате, пыталась читать я сама, дочь пыталась читать самостоятельно и ... я сдалась. Я поняла, что она ни слова не понимает из происходящего. Что такое свитка, галушки, хата, парубок, черевички... для неё это слова не имеющие образа. Ага, это вам не японская манга с их не произносимыми для меня именами людей и божеств, в которых она ориентируется лучше, чем в своем школьном рюкзаке. Мультфильм смотреть не стали. Дала в руки следующюю книгу и отпустила с Богом.
Но книгу-то для сына в библиотеке я взяла (для дочери тоже брала, но я "Вечера ..." в прошлом году перечитывала, решила вернуть не перечитывая еще раз). А вот книгу, что я взяла для сына, я решила прочитать сама. Это сборник повестей и пьесс Н.В.Гоголя "Петербургские повести". И, в отличии от своих детей, я получила удовольствие от этого чтения.
Признаю честно, первые пару страниц шли с трудом. Я не читала раньше "Невский проспект", поэтому у меня был некий диссонанс. Не верилось, что это именно Гоголь. Но потом втянулась и прониклась. Всем, кроме повести "Нос". Я не понимаю этой алегории. Читала эту повесть в прошлом году, перечитала сейчас, но нет, не понимаю. Смотрела разборы, читала комментарии "умных людей". Очень интересна версия, что под носом Гоголь подразумевал другой мужской орган из трех букв. Отсюда все эти высказывания про то, как без него жить. И все же, именно эта повесть вызывает у меня скорее недоуменное пожатие плечами, чем восхищение гением писателя.
А вот "Шинель" и "Театральный разъезд" вызвали живейший отклик. Вообще, как по мне, так можно бы именно эти произведения включить в школьную програму, вместо того же "Тараса Бульбы". Правда "Театральному разъезду" это точно не грозит. Ругает там Николай Васильевич и чиновников, и правительство. Да-с.
Пьесса "Женитьба" заставила пересмотрет одноименный фильм снятый по ней в 1977 году Виталием Мельниковым. Просто потрясающаяя игра актеров, передача духа города и жизни дворянства. Вот тем, кто сегодня Евгениев Онегиных снимает не мешало бы именно этот фильм посмотреть, чтобы хоть примерно представлять себе как жило то самое пресловутое дворянство. Не в лубочных картинках на золоте и мехах, а так вот, серо, не убрано, и с одним костюмом в три года, а потом его перелицуют. Понятно, что не все, но все же общая картина выглядит более реальной именно такая.
Мне остается лишь добавить, что Николай Васильевич Гоголь несомненно великий писатель. Тот факт, что мои дети не смогли оценить его стиль, иронию, душевность говорит лишь о том, что еще не время, а вовсе не о их узкости мышления. Да-да, это камень в огород тех, кто всегда знает что нужно читать детям и чьи дети с пеленок понимают смысл текстов великих классиков. Я за вас рада. Мои не поняли, не оценили. Да, собственно говоря, и не должны были.
А вы любите произведения Гоголя? Какое самое любимое и самое не любимое?