Найти тему

Еженедельный народный литературно-общественный журнал Поволжская дума (1910 – 1911)

Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики! Продолжаем наше знакомство с газетами и журналами города Царицына Саратовской губернии.

Они очень разные по своим целям, оформлению, редакторскому и журналистскому составу. Но из всех объединяет одно- ЭТО КОПИЛКА краеведческой и генеалогической информации, это знакомство с настоящей литературой конца 19-начала 20 века.

В 1900-х гг. в Царицыне появились первые социал-демократические кружки, которые позднее объединились в «Лигу» (1903) социал-демократов. Она оказывала помощь политическим ссыльным и занималась распространением нелегальной литературы. В феврале 1905 года образовалась Царицынская группа РСДРП, которая достаточно долго не имела своего собственного печатного органа.

Первый номер легального печатного органа царицынских социал-демократов еженедельный народный литературно-общественный журнал «Поволжская дума» (издатель – редактор Василий Варламович Шатов) вышел в мае 1910 года, с 28 апреля 1911 года редактор – Алексей Афанасьевич Калинин.

Еженедельный  народный литературно-общественный журнал «Поволжская дума» , Царицын
Еженедельный народный литературно-общественный журнал «Поволжская дума» , Царицын

Редакция презентовала его как печатный орган, который должен служить живым отражением текущей жизни, будить мысль, совесть и лучшие стороны человеческой души, звать людей к светлым идеалам человечества и чутко откликаться на нужды и запросы трудящихся. «Поволжская дума» планировалась выходить еженедельно и имела номер в 16 страниц.

Редакция и контора издания находились сначала на улице Пушкинской дом 20, затем с № 6 на Астраханской улице дом Лапшиной, с № 8 на улице Надеждинской дом 17, с № 10 улица Курская дом 4., именно там принимались обращения и рукописи граждан с 4 до 8 вечера.

Тираж издания доходил до 1000 экземпляров. Цена одного номера была 5 копеек. Подписная цена на год с доставкой и пересылкой 2 рубля 50 коп., на полгода 1 рубль 25 коп., 3 месяца 75 копеек, 1 месяц 25 копеек. Журнал можно было купить в розницу в Обществе потребителей, в киоске около сквера у Ефремова, на Французском заводе в парикмахерской Г.Ф. Арефкина.

В 1911 году редакция планировала выпускать литературный сборник «Искры», в который должны были войти стихи, беллетристика и научно-популярные статьи.

Товарищество «Заря» с капиталом в 480 рублей было зарегистрировано 10 сентября 1910 года. В него вошли: В.В. Шатов, А.А. Губин, Н.В. Ремизов, Г.В. Шишлянников, А.П. Чугунов-Печенников, Е.И. Гребнев, С.А. Мармелаев, П.И. Филимонов, В.Г. Ягодин.
Товарищество «Заря» с капиталом в 480 рублей было зарегистрировано 10 сентября 1910 года. В него вошли: В.В. Шатов, А.А. Губин, Н.В. Ремизов, Г.В. Шишлянников, А.П. Чугунов-Печенников, Е.И. Гребнев, С.А. Мармелаев, П.И. Филимонов, В.Г. Ягодин.

Первый номер легального печатного органа царицынских социал-демократов еженедельный народный литературно-общественный журнал «Поволжская дума» был конфискован полицией, а на № 5 (июнь 1910) издание было приостановлено. Однако позднее редакция получила разрешение на возобновление печати, с этой целью (по предложению В.В. Шатова) принято решение о создании паевого товарищества «Возрождение» (позднее заменено на более цензурное «Заря») для возобновления издания «Поволжской думы».

Редколлегию журнала составили В.В. Шатов, А.А. Губин, Н.В. Ремизов, Г.В. Шишлянников, В. Кочетовский.
Редколлегию журнала составили В.В. Шатов, А.А. Губин, Н.В. Ремизов, Г.В. Шишлянников, В. Кочетовский.

В состав редколлегии был внедрен штатный агент Саратовского жандармского управления Н.В. Ремизов (кличка «Тит»), позднее были завербованы Г.В. Шишлянников (расстрелян в 1918 году как провокатор) и С.А. Мармелаев. Журналисты издания постоянно находились под наблюдением, однако журнал не закрывался властью, так как служил источником информации о местной ячейке РСДРП (б).

Программой журнала предусматривалось помещение статей на общественные и политические темы и «освобождение личности от рабства, широкое самоуправление и прогрессивное направление внутренней политики» .
Программой журнала предусматривалось помещение статей на общественные и политические темы и «освобождение личности от рабства, широкое самоуправление и прогрессивное направление внутренней политики» .

Большое место занимала полемика с известным не только в Царицыне, но и в России монахом Илиодором. С журналом сотрудничал известный публицист, поэт, журналист Иона Брихничев.

Несмотря на то, что уже в 1911 году журнал позиционирует себя только как еженедельный народный, в нем активно представлены литературно–художественные произведения и художественно –публицистические публикации. Литературный компонент нашел свое отражение в структуре издания, где рубрики, так или иначе связанные с репрезентацией литературно-художественного творчества разных жанров, были представлены достаточно основательно.

В «Поволжской думе» активно представлено стихотворное творчество царицынских социал-демократов как авторское, так и анонимное. В № 7(20) от 13.02.1911 опубликовано целых 6 стихотворений:

  • «В плену железа и огня» (без авторства),
  • «В сельской школе» (из записок учителя) (автор М. Ольшанский),
  • «Жалобы» (автор С. Юншевский),
  • «Не стремись друг… (автор М. Еременко),
  • «Рожок» (автор Вася Пастушок),
  • «Рукавицы» (автор Не – Крылов).

С большой долей вероятности можно предположить, что стихотворение «В плену железа и огня» может принадлежать редактору – издателю В.В. Шатову (поиск в данном направлении ведется):

С пилой с зубилом у горна
Отважно я стоял
И счастье жизни молотком
Старательно ковал…
Ковал и думал: «тяжко мне,
Но станет легче нам!»
И о грядущем светлом дне
Я грезил по ночам…
О, как мне верилось тогда,
В зарю желанных дней…
И гимн свободного труда
Звучал в душе моей
Я не видал цепей и стен;
Отчаянья не знал…
И средь камней железных плен
За подвиг я считал.
Мне мнилось: молотом стальным
В чаду паров, огня
Кую я будущность другим –
Кую я счастья дня.
Так грезил я и счастлив был,
Питая грудь мечтой…
И светло – радостен и мил
Мне путь казался мой…
Да, грезил я, а годы шли,
Но я вперед взирал –
Для братьев пасынков земли
Я силы отдавал.
Теперь нет сил. Друзья ко мне –
Я долг исполнил свой:
Как я, – горите на огне
Для родины святой.

Это произведение – классический образец лирического стихотворения рубежа ХIХ – ХХ веков. Оно проникнуто пессимистическими настроениями и желанием лирического героя прекратить борьбу, ожиданием покоя и «светлого завтра», которое обязательно должно быть. Этими же эмоциями наполнено стихотворение «Жалобы» С. Юншевского:

В дни чуткой юности, в дни
Светлых вдохновений,
Когда еще душа надеждами полна,
Влачим мы тяжкий крест безрадостных сомнений,
И жизнь грядущая нам тяжка и страшна.
В ней нет мятежного победного призыва,
Нас не влечет к себе бесстрашная борьба,
Мы люди робкого, бессильного порыва,
Нас запугала властная и грозная судьба
Невидимой еще, тернистою стезею,
Не зная выхода, без веры и без грез
Бредем рассеянной, беспомощной толпою
Средь терний и шипов, и горестей и слез.
Но кто – ж избавит нас от этих унижений?
Кто веру светлую вдохнет нам в нашу грудь?
Кто властью разорвет сеть крепкую сомнений,
Цветами радости усыплет скорбный путь?
Когда – же легкую и верную дорогой
Пойдем мы в синюю безоблачную даль?
Когда - ж расстанемся с тоскливою тревогой?
Покинет скоро – ль нас унынье и печаль?

Совершенно контрастно в номере смотрится стихотворение «Рожок», подписанное псевдонимом Вася – Пастушок. Оно представляет собой идеологическое произведение, проникнутое гражданским пафосом. Образ русского народного музыкального инструмента рожка, как символа свободной жизни и своеобразного рупора простого человека, навевает мысли и желания о справедливом возмездии:

Пой для них, Рожок, играй, –
Пой, надежу пробуждай…
А для тех, в ком нет участья,
К доле меньшего, кто счастье
Кровью ближнего создал –
Так звучи, чтоб трепетал,
Чтобы спать не смог спокойно.
Чтобы яд страданья знойный
Сердце мукою сжигал,
Грех очистить заставлял…

И откровенным призывом быть там, где «стоны рабов подневольных» наполнено стихотворение М. Еременко:

Не стремись, друг, туда, где веселье и смех,
Где лишь радость на лицах довольных, –
А спеши, друг, туда, где лишь горе у всех,
Где лишь стоны рабов подневольных.
Подкрепи ты их вольную песней своей,
Дай им новые силы бороться.
И скажи, что терпения, варварских дней –
Чаша полная мук разобьется.

Использование контрастных художественных текстов местных авторов не случайно (особенно в журнальной периодике). Редакции важно было поместить такие произведения, которые бы создавали широкий общественный резонанс, особенно актуальный для политически ангажированных СМИ.

На последней странице № 7 опубликована басня «Рукавицы» автора Не – Крылова:

От страха вся дрожа,
Собака встретила ежа и говорит,
Приняв спокойный вид:
«Счастливец еж! Ты вечно спишь,
И ты за шкуру не дрожишь,
Мои же дни совсем не сладки:
Из шкур собак ведь делают перчатки».
А еж в ответ:
– Мне не завидуй ты, мой свет!
Теперь для родины –не враки –
Ежи нужнее, чем собаки…
Перчатки носят нежные девицы,
«Ежовые» в большом же спросе «рукавицы»…

Использование жанра басни в периодическом издании имеет свою специфику, как правило, в ней мало художественности и образности. Ее характерным признаком является обильное использование прецедентных феноменов: использование крылатых слов и выражений, фразеологизмов, прецедентных имен и ситуаций. Использование автором такого псевдонима и сама стилистика басни – это яркий пример использования литературной реминисценции «в качестве сознательного приема, рассчитанного на ассоциативное восприятие читателя».

В дореволюционной прозе Царицына печатались не только региональные журналисты, но поэты и писатели, известные всей России. В № 7 журнала «Поволжская дума» опубликован рассказ М. Горького «Жалобы» (воспоминания офицера). Редакция журнала прокомментировала публикацию, что это «новый рассказ М. Горького, к сожалению, недоступный читающей публике, вследствие конфискации 1-й книги «Современника» (по 73-й ст. за статью Герм. Лопатина « Не наши»).

«Жалобы» — это рассказ Максима Горького, написанный в 1911 году.
«Жалобы» — это рассказ Максима Горького, написанный в 1911 году.

Несомненный интерес для исследователей печати представляют фельетоны в прозе, активно представленные в информационном пространстве издания:

  • «Раешник» (автор – Дедушка Конек),
  • «Радетели» и «охранители» (автор – С. Зоркий),
  • «Голос рабочего» (автор – Т),
  • «Рабы благотворители» (автор – Р - ий).

В разделе «Мелочи» на 16 странице № 7 редакция журнала поместила «партийные характеристики в анекдотах – пародиях».

Серия из 3 анекдотов пародий автора Не – Крылова носит название «Истинно» – русские люди»:

На улице лежит пьяный.
Истинно-русский «человек», проходя мимо и услыхав, что окружавшие принимали пьяного за больного, с дрожью в голосе сладострастно а ла монополь произнес:
–Эх, если-б мне бы так заболеть!

Предметом сатирического изображения в журнале стало пьянство, которое было одной из главных проблем Саратовской губернии. Автор активно использует гротеск, иронию – приемы, которые и помогают создать пародию.

Поэзию царицынских социал-демократов можно назвать «дилетантской», но, по мнению Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана их творчество представляет собой «резервное средство для новаторских решений будущих эпох».

Пока поставлю многоточие...

Ситникова, Т. В. Литературный компонент в изданиях общего типа на рубеже XIX–XX веков: на примере Царицынского народного литературно-общественного издания «Поволжская дума» [Текст] / Т. В. Ситникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2017. – № 4. – С. 82 – 92.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#