Найти тему

Май 1945 года – начало массового возвращения советских граждан на родину из немецкого рабства. Унизительную нашивку «ОСТ» сорвали с миллионо

После подписания «Плана передачи через линию войск бывших военнопленных и гражданских лиц, освобожденных Красной Армией и войсками союзников», по данным на 30 мая 1945 года, в сборно-пересыльных пунктах находилось около 1,3 миллионов человек. До прибытия на место жительства каждый получал паек, соответствующий нормам питания личного состава тыловых частей Красной Армии.

Большинство этих сборных пунктов находилось за границей (в Германии, Австрии, Польше, Румынии и других странах).

Возвращением мирных граждан занималось Управление уполномоченного Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР по делам репатриации. Руководил ведомством генерал-полковник Ф.И. Голиков, бывший руководитель военной разведки.

В архивах сохранились опросные листы людей, вернувшихся на родину в тот период.

Так, Нина Михайловна Меньшакова 1921 года рождения, работавшая слугой в Восточной Пруссии, в опросном листе от 22 мая 1945 года сообщила, что была вывезена из Сталинграда в октябре 1942-го.

В городе Алленштайне на бирже труда Нина Миайловна была продана за 5 марок немцу по фамилии Галан. Он привез ее в свое хозяйство в село Альт Шенеберг.

«Выполняла всевозможные тяжелые физические работы по 18–20 час[ов] в сутки. Кормили 3 раза в сутки — утром давали кусок хлеба весом 100 г и кофе, в обед — картофель и суп без хлеба, и вечером также, как и утром. Помещалась в комнатке, сбитой из досок без окна», – вспоминала Нина Михайловна. Она рассказывала, что носила обязательную нашивку – нагрудной знак «OST». Так обозначалась бесплатная рабочая сила с Востока. «Остарбайтер» – работник с Востока.

Еще один пример – судьба Евдокии Егоровны Кирилловой 1912 года рождения. Она вернулась из берлинского концлагеря № 33. В опросном листе от 29 мая 1945 года сообщается, что женщина работала фрезеровщицей в Сталинграде, а в октябре 1942 года попала в колонну невольников.

-2

В плен то шла пешком, то ехала в переполненных железнодорожных вагонах. Продуктов сначала вообще не давали, потом, когда ехали по железной дороге, – раз в 2 – 3 дня 250 грамм хлеба. Ночевали в птичниках без окон и дверей или в поле. Многие умерли. «Нас заедала вошь», – вспоминала Евдокия Егоровна свой путь в Германию. Она прибыла в Берлин 4 декабря. Затем был концлагерь в Гамбурге. Там ее отобрали для работы на фабрике «Автонион», где выпускали автомашины.

«Работала на разных работах: фрезеровщицей, строгальщицей, сверловщицей, токарем, газировщицей и другие работы выполняла. Работала по 12 часов в сутки без выходных (в выходные дни работала в лагере). За работу оплачивали 4–5 марок за 7 дней. Кормили 2 раза в день. На обед — литр вареной брюквы, ужин — 15 г маргарина и болтушки (отвар травы) пол-литра. На день 300 г хлеба-­суррогата с опилками. Жили в концлагере. В 18‑метровой комнате размещали 18 человек на 2‑этажных койках. Все время под охраной. Ничего из обуви и одежды не давали, только после пожара, возникшего в результате бомбардировки союзной авиации выдали ботинки-колодки на деревянной подошве, сорочку, юбку и блузу, изготовленные из дерева (колкие) <…> По капризу начальника лагеря (Монтай, Кинкин) поднимали и среди ночи, и за 2 часа до работы. За не совсем точную нашивку знака «Ост» избивали и штрафовали в размере 1–2 марок. За выход из строя избивали, гоняли на работу по дороге, где не ходят люди, а предназначенной для гуж[евого] транспорта. На работе за медленную работу избивали. Был такой факт, и он не единичный: задание мне дали изготовить 2 тысячи штук деталей, такую норму в день я не в состоянии была дать и об этом сказала мастеру с просьбой снизить норму, за что получила пощечины. В этот же день повторилось избиение за долгую отлучку в туалет (даже в уборную немцев не разрешали ходить), расположенный в 300 м от цеха. После работы направляли в лагерь под конвоем и оттуда не выпускали», – рассказала Евдокия Егоровна.

Добавим, что процесс возвращения советских людей на родину был долгим. Всего вернулись 4,5 миллиона человек. Около 2 миллионов умерли в плену.

Для подготовки материалы использованы документы из архива Волгоградской области https://cdnivo.ru/files/documents/bez_sroka_davnosti_volgogradskaya_oblast.pdf