ЭМКА2 — первый российский контактно-аккумуляторный маневровый электровоз для сетей постоянного тока и частично электрифицированных железнодорожных станций и предприятий.
Электровоз может работать как от контактной сети, так и от собственных аккумуляторов. Масса перевозимого состава на аккумуляторах - до 2000 т. Расстояние, которой способен преодолеть электровоз на аккумуляторах: без состава – до 100 км, с составом массой до 2000 т. – до 14 км.
Контактно-аккумуляторный маневровый электровоз предназначен для работы в условиях частичного отсутствия контактной сети и в зонах, где существуют ограничения по шумности транспорта или нежелателен лишний шум. Зарядка бортовых аккумуляторов осуществляется от контактной сети в движении или на стоянке, а также возможна от отдельной зарядной станции.
Всего электровоз поддерживает семь режимов работы: работа от контактной сети, работа от аккумуляторов, выбег, рекуперация электроэнергии в сеть, рекуперация в накопитель, работа одновременно с зарядкой и зарядка на стоянке.
Дизайн и конструкция кузова локомотива были позаимствованы у самого популярного маневрового тепловоза ТЭМ23, а локализация производства превышает 90%. Как и в ТЭМ23 локомотив может оснащаться системой автоматического управления "Автомашинист".
На раме электровоза располагаются следующие модули:
- пневматического оборудования (два компрессора локомотива имеют производительность 7 м3/мин);
- кабины машиниста;
- аппаратного;
- вспомогательного;
- тягового накопителя энергии;
- локомотивного преобразователя.
Технические характеристики:
- Длина — 16 450 мм
- Колея — 1520 мм
- Конструкционная скорость — 90 км/ч
- Минимальный радиус прохождения кривых — 80 метров
- Мощность ТЭД — 4×500 кВт (2000 кВт)
- Тип ТЭД — асинхронные, ДТА-125
- Ток — постоянный (3 кВ)
- Служебная масса — 92 тонны
- Тип электровоза — маневровый
Топливо-энергетические затраты для эксплуатации электровоза ЭМКА2 в 4-6 раз меньше, чем в случае с традиционными маневровыми тепловозами.
Серийное производство локомотива запланировано на 2025 год. Планируется произвести 130 локомотивов. Пока собрано два локомотива, которые проходят испытания, в том числе на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, где нам и удалось немного познакомиться с новинкой.