Найти тему

Разум или чувства? Тайные страсти сестер Бронте

"Грозовой перевал" иллюстрировала Елизавета Третьякова. "Джейн Эйер" иллюстрировала Екатерина Комракова
"Грозовой перевал" иллюстрировала Елизавета Третьякова. "Джейн Эйер" иллюстрировала Екатерина Комракова

«Чувство и чувствительность», или в других переводах «Разум и чувство», — название одного из популярнейших романов Джейн Остен. Если вдруг кто-то подзабыл сюжет или еще не читал книгу, речь в романе идет о судьбе двух сестер. Элинор, старшая, стремится подчинить свои чувства (в том числе и любовь) разуму, Марианна, вторая сестра, хочет жить страстями. Что побеждает: разум или чувство? Разум, ибо страсти разрушают жизнь Марианны. В финале, как это обычно и бывает у Джейн Остен, осознание правильного пути, две свадьбы и две счастливые пары.

Но я не могла предположить, что мне придется увидеть параллель между героинями Остен и реальной судьбой двух сестер Бронте, Шарлотты и Эмили. И, соответственно, героинями их романов. Наверное, вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о «Грозовом перевале» и «Джейн Эйр».

Две сестры, Шарлотта и Эмили, родились в большой семье бедного ирландского священника. Всего у Патрика Бронте было пять дочерей и один сын. Шарлотта и Эмили были средними дочерьми; когда родилась пятая дочь, Энн, мать их умерла. Шарлотте было тогда четыре года, а Эмили — два. Наверное, поэтому у Шарлотты остались хоть какие-то, пусть и смутные, воспоминания о матери, в отличие от Эмили. Когда Шарлотте исполнилось восемь, а Эмили шесть, отец был вынужден отправить четырех девочек в пансион. Условия там были столь ужасны, что многие девочки, включая двух старших сестер Бронте, умерли от туберкулеза. Шарлотта и Эмили вернулись домой.

Казалось бы, почти одинаковое воспитание, нельзя сказать, что кого-то из них двоих отец любил больше или учителя ругали меньше. Но сформировались две абсолютно разные личности. Шарлотта была более открытой, общительной, она любила поболтать с подругами, побегать и посмеяться. Эмили же была типичным интровертом: вечно погруженная в раздумья, не ожидающая ничего хорошего от грядущей жизни, она напоминала героинь готических романов.

Единственное достоверное изображение трех сестер Бронте, сделанное их братом. Слева направо: Энн, Эмили и Шарлотта
Единственное достоверное изображение трех сестер Бронте, сделанное их братом. Слева направо: Энн, Эмили и Шарлотта

При этом в душе каждой из девушек было место для тайной страсти. В 1842 году они едут в Брюссель, чтобы в пансионе получить профессию гувернантки. И Шарлотта влюбляется в мужа начальницы этого пансиона, Константина Эже. Сейчас мы уже не узнаем, ответил ли молодой человек на страстную влюбленность ученицы, но точно известно, что между ними была довольно долгая любовная переписка, письма Шарлотты сохранились до наших дней. В конце концов победил разум. Нельзя любить женатого мужчину, ибо это грех. Кому, как не дочери священника, помнить об этом. И Шарлотта разрывает эту связь. Узнаете наметки сюжетной линии? Сирота Джейн Эйр — пансион с ужасными условиями — смерть лучшей подруги — работа гувернанткой — любовь к женатому мужчине — отказ от греховной любви, ибо разум говорит: нельзя поддаваться велению страстей.

Подпись: Шарлотта Бронте напрасно смотрит с укором, мы точно знаем, что Джейн Эйр не предаст свои принципы
Подпись: Шарлотта Бронте напрасно смотрит с укором, мы точно знаем, что Джейн Эйр не предаст свои принципы

Правила и законы существуют не для тех минут, когда нет искушения, они как раз для таких, как сейчас, когда душа и тело бунтуют против их суровости.

Свою героиню Шарлотта вознаградила в финале и богатством, и тихой любовью к искалеченному мистеру Рочестеру, теперь уже вдовцу.

Ну а Эмили? Эмили любила старшего брата, поэта, алкоголика и наркомана. Любила чистой сестринской любовью, но от того не менее страстной, прощая брату его буйные выходки, почитая его за божество. В жизни Эмили не было любви к другому мужчине, но, видимо, было желание познать эту любовь, пусть даже на страницах написанного романа. Так родился «Грозовой перевал», наполненный мрачными, порочными страстями, герои которого любят и ненавидят друг друга, хотят презирать общественное мнение, но невольно предают свою любовь. Кэтрин выходит замуж по расчету, а Хитклиф, разбогатев, остаток дней посвящает мести. Два человека, не обуздав страсти разумом, превращают свою жизнь в ад.

Это лишь предполагаемый портрет Эмили, но веришь, что именно эта романтичная девушка смогла создать текст, наполненный страстями
Это лишь предполагаемый портрет Эмили, но веришь, что именно эта романтичная девушка смогла создать текст, наполненный страстями

Ты сказала, что я тебя убил, так преследуй же меня! Убитые, я верю, преследуют убийц. Я знаю, призраки бродят порой по земле! Будь со мной всегда... прими какой угодно образ... Сведи меня с ума, только не оставляй меня в этой бездне, где я не могу тебя найти!

Героям «Джейн Эйр» суждено быть вместе немало лет, радуясь обществу друг друга и лелея новорожденного сына. Кэтрин и Хитклиф соединятся лишь после смерти, будучи похоронены в одном гробу.

И «Грозовой перевал», и «Джейн Эйр» были созданы почти одновременно, с разрывом в год. Сначала к изданию приняли роман Эмили (естественно, под мужским псевдонимом). Увы, он не пользовался популярностью. Было продано всего лишь два экземпляра. Через год, также под мужским псевдонимом, увидел свет роман, созданный Шарлоттой, — и он имел бешеный успех. Сегодня оба романа одинаково популярны. Но, как правило, тот, кто любит «Грозовой перевал», с трудом читает «Джейн Эйр». И наоборот. Ну что тут скажешь? Чувства или чувствительность, разум или чувства — каждый выбирает для себя.