Престижную Лермонтовскую премию в этом году получил 53-летний поэт, баснописец, режиссер, актер театра и кино Влад Маленко («Кулагин и партеры», «След», «Розыск», «Короткие волны»). Заслуженный деятель искусств РФ, худрук Государственного музея Сергея Есенина в Москве ответил на вопросы «Пензенской правды».
Надо быть начеку
– Владислав Валерьевич, кто для вас Лермонтов?
– Мои взаимоотношения с фигурами такого масштаба похожи на преклонения перед морями. В детстве я интуитивно почувствовал, что, скажем, народ наш любит оправдаться Есениным за свои слабости, а перед Лермонтовым немного люди цепенеют из уважения к чему-то неукротимому, холодному, не дающему никаких скидок на возраст, положение, состояние. С Лермонтовым надо быть начеку.
Тот же любимый мной великий и жестокий Гоголь мог позволить шуткануть-попанибратствовать через Ивана Хлестакова с самим Пушкиным. Но с Лермонтовым этот номер не прошел бы – комедия завалилась бы на бок и запахла порохом.
На языке глухонемых город Пятигорск – это руки человека, сложенные в два пистолета, нацеленные друг на друга. Такова слава поэта и пророка.
– Можно ли говорить о лермонтовском влиянии на творчество Влада Маленко?
– Безусловно. Одна из моих программных басен называется «Душа» и посвящена Лермонтову. Он путешествует по моим стихам и появляется там, где захочет, иногда совершенно неожиданно для меня самого, превращаясь то в месяц года, то в явление природы. Лермонтовым можно назвать ветер или летний месяц. Я живу под шелест страниц «Героя нашего времени».
Туман войны
– Разделяете ли вы лермонтовское отношение к войне?
– «Валерик» очень напоминает мне стихотворение еще одного моего любимого поэта – француза Гийома Аполлинера, написанное в январе 1915 года:
Моя кровь превратилась в прозрачный и звонкий ручей,
Не горюй ни о чем, хорошей, не жалей о забвенье,
О, единственная, в сумасшедшем бреду вдохновенья…
Сказать в моменте про «разделяю» или «не разделяю» я, наверное, не имею права, поскольку и настроение лермонтовского героя – суть глубоко интимных переживаний. И эти настроения меняются.
Туман войны не предполагает парадного пафоса. Думая о войнах прошлого и настоящего, что-то совершенно некорректно сравнивать, но что-то остается незыблемым.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Почему один? Посмотрите на атаку коршуна, загоняющего журавля в облака, на сорняки, пьющие сок из корней других растений и оккупирующие их «законные территории», проследите за охотой кошки за мышью, хорька за птицей, птицы за бабочкой…
Магия звучания
В вашем стихотворении «Русские маяки» Лермонтов стоит впереди Державина: «Небо в руках держали, чтоб человек не спал, Лермонтов и Державин, Дягилев и Шагал». Очевидна перекличка известных строк поэтов: «И звезда с звездою говорит» – «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна». Но почему рядом с поэтами в одном ряду стоят Дягилев и Шагал?
Стихотворение Державина «Бог», безусловно, повлияло на Лермонтова, и он продолжил его всей своей дальнейшей судьбой. Открыть вам секрет? В этой плакатной мозаике меня интересовало взаимоотношение звукописи «р», «в» – Лермонтов, Державин… А потом державинское «д» передает эстафету дягилевскому, и там уже играют вымытые, как пологие берега Волги, «л» и «г» – ДяГиЛев, ШаГаЛ»…
Связь времен
– Как известно, у Игоря Северянина уже выходил в 1911 году сборник «Электрические стихи». Почему вы решили так же назвать в 2023 году свою новую книгу, за которую получили премию имени М.Ю. Лермонтова?
Открою вам еще один секрет: я нежно люблю Игоря Васильевича Лотарева (настоящая фамилия Северянина), его личный поэтический театр с придуманными принципиально эстетствующими героями. Эта северянинская игра мужественно скрывает бездну горечи и нежность любви к Родине. Мне это близко. Я принципиально срифмовал наши книги через столетие.
– Король поэтов Игорь Северянин в сборнике «Медальоны», изданном в 1934 году, в сонете «Лермонтов», поставил знак равенства между автором и главным героем его поэмы «Демон»: «Постигший ужас предопределенья, / Цветущее он проклинает тленье, / Не разрешив безумствовать уму». А каким предстает Лермонтов в стихах Влада Маленко?
Гениальным бессмертным мальчиком, обладающим таинственным зрением, наделенным оптикой, сканирующей русское время:
По-настоящему горящим
Краям небес
Он говорил: октябрь обрящем!
И было времени в обрез.
Сквозь дождь
Курила воздух осень,
И ветер птиц с деревьев стер,
И Лермонтов фуражку бросил
В стихов костер.
Мерцали слов
разбуженные спички,
Лед в красных листьях – сочная долма.
И смерть летела на кулички,
И почтой шла и шла домой зима.
Пока не обрамили небо льдом,
Пока октябрь не видит нас спросонок,
Три раза дети обежали дом,
Чтобы сберечь его от похоронок.
Здесь мои корни
– Есть ли у вас планы продолжить дальнейшее творческое сотрудничество с музеем-заповедником «Тарханы», журналом «Сура», на обложке которого – профиль Лермонтова?
– Я люблю пензенские просторы, люблю здешние косогоры, реки, холмы. Моя бабушка Пелагея Степановна Долгова, в девичестве Макеева, задолго до революции родилась и росла в деревне Павловке Беднодемьяновского района.
Здесь, неподалеку от Кузнецка, в деревне Чибирлей родился еще один русский мальчик-герой, который своими принципами вдохновляет на подвиги новое поколение воинов, – это Евгений Родионов. Я много лет дружу с его мамой Любовью Васильевной и преклоняюсь перед ней и ее сыном.
Надеюсь, в том числе с помощью журнала «Сура», берегущего лермонтовские традиции, хранящего подлинную любовь к Пензе и ее истории, сохранять свою связь с этой глубинной Россией, которая еще удивит всех на свете.
Во время оно
Женя Родионов
Провел в плену
Последнюю весну.
И ничего не снилось накануне.
И так хотелось побывать в июне
Или опять у мамы в животе,
Что самодельный крестик в темноте
Обжег ключицу, близкая вода
Как будто в кровь уже была одета.
Ну, Женька, с днем рожденья навсегда!
С последней крошкой хлеба, жизни, света.
Так девятнадцать заплетают в круг.
Вчера был день святого Николая,
Сегодня твой, Россия рядовая,
Как будто спохватившаяся вдруг.
Благодарю за беседу.