Найти тему
Лахта Центр

ШЕЛК, СТЕКЛЯРУС И МОЗАИКА


САМЫЙ РУКОДЕЛЬНЫЙ КАБИНЕТ КИТАЙСКОГО ДВОРЦА

Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме — один из главных шедевров русского декоративно-прикладного искусства XVIII века. Расположенный в парадной анфиладе дворца, он служил аудиенц-залом: Екатерина II принимала здесь вельможных гостей и иностранных посланников. Изяществом кабинета восхищались прусский принц Генрих, шведский король Густав III, австрийский посол граф Иосиф Лобковиц.

Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO
Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO

«Ораниенбаумский старожил» архимандрит Леонид, в миру Лев Кавелин, в середине ХIХ века опубликовал «Очерки Ораниенбаума» и поведал о неком проводнике — «седом чичероне», который уверял посетителей дворца, что вышитые синелью «деревья и птицы теплых стран света» — работа «самой Матушки Царицы». Для этой легенды были основания. Екатерина II действительно любила рукоделие. «После обеда шью», — сообщала она подруге матери и своей многолетней корреспондентке госпоже Бьельке, а Вольтер благодарил русскую императрицу за подарок — «обтаченную Вашими прекрасными и августейшими руками коробочку». Образ тихой рукодельницы, вершащей государственные дела вдали от суеты двора и интриг, подходил Екатерине II как никакой другой.

Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO
Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO

Авторство вышивки синелью по соломке, приписываемое Екатерине II, историки восприняли с сомнением. Долгое время считали, что панно доставили из Франции, но в 1980-е годы было установлено, что стеклярус изготовлен на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, основанной и принадлежащей великому ученому Михаилу Ломоносову, а над панно по рисункам «вольного живописных дел мастера» Серафино Бароцци в 1762–1764 годах трудились русские золотошвеи из мастерской, принадлежавшей вышедшей в отставку актрисе французской труппы Марии де Шель.

Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO
Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO

Известны имена мастериц: Анна Андреева, Авдотья Логинова, Авдотья Петрова, Татьяна и Лукерья Кусовы, Прасковья и Матрена Петровы, Клеопатра Данилова, Марья Иванова. Указ «об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель» датирован 1762 годом. В феврале 1763-го Екатерина II выплатила Марии де Шель «за всю выполненную работу 4100 рублей».

Фото: Михаил Борисов
Фото: Михаил Борисов

Синель — это вышивка французским объемным шелком, и фоном для нее служат стеклянные трубочки розового, желтого и светло-зеленого оттенка, внутри которых проходят тонкие нити. Всего было изготовлено более 2 000 000 таких трубочек. Солнечный свет, попадая на шелк и стеклярус, всю картину приводит в состояние мерцания и движения. Холодный стеклярус контрастирует с теплотой нежной вышивки, как лед и пламень.

Вид на Китайский дворец. Фото: https://vk.cc/cyuoVe
Вид на Китайский дворец. Фото: https://vk.cc/cyuoVe

Стеклярусный кабинет украшают 12 панно с изображениями птиц, рыб, бабочек, фантастических пейзажей, пагод, китайских колокольчиков, фрагментов сада и интерьеров. Панно, обрамленные в «перистые» рокайли, разделяют золоченые деревянные пилястры в виде стволов пальм — так называемые пальмовые колонны. Рамы пяти панно венчают фигуры драконов, характерные для интерьеров в стиле шинуазри. Пол первоначально был собран из цветных смальт, изготовленных на фабрике в Усть-Рудице, но он не выдержал климата, и его заменили наборным паркетом. Из смальты по проекту Ринальди созданы столы, украшенные уральскими самоцветными камнями.

Фото: Михаил Борисов
Фото: Михаил Борисов

Эпоха рококо, или, как называли ее французы, «время Амура и Венеры», была скоротечна. В России Китайский дворец — уникальный образец стиля, которым Екатерина II увлеклась, будучи великой княжной. В Ораниенбауме c помощью Антонио Ринальди ей удалось воплотить смелые мечты и фантазии: аллеи, пруды с островками, лабиринты и китайские беседки для свиданий — ансамбль романтичный, сказочный, воздушный, где все множится в отражениях прудов и зеркал.

Фото: Михаил Борисов
Фото: Михаил Борисов

Галантный век переменился быстро, Екатерину II увлекли архитектурные фантазии Пиранези и Гонзаго, идеи классики и просвещения. Антонио Ринальди в столице России прожил много дольше своего первого контакта, построил множество зданий и одно из самых «итальянских» в Петербурге — Мраморный дворец.

Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO
Фото: журнал «Третьяковская галерея», https://vk.cc/cyupJO

С 1831 года Китайским дворцом владел великий князь Михаил Павлович, и при участии его супруги, Елены Павловны, была проведена первая реставрация Стеклярусного кабинета. Из-за невозможности очистить панно от загрязнений вышивку обновили яркими красками, доминирующим стал малиновый цвет. Сегодня благодаря завершившейся недавно многолетней реставрации, проходящей при поддержке «Газпрома», все залы Китайского дворца обрели первозданный вид, а специалисты Эрмитажа укрепили и очистили все панно Стеклярусного кабинета от позднейших наслоений — и вышитые рисунки вновь обрели первоначальные цвета.

Фото: Максим Бобков
Фото: Максим Бобков

Текст: Михаил Борисов

#архифакты