Чиновник, как человек государев, иногда ставится в такие условия, из которых, кажется, выбраться совершенно невозможно. Но ведь выбирается!
Анатолий Андреевич Супин был в числе делегации своего крупного московского предприятия, которую пригласил председатель горисполкома, чтобы обсудить перспективы развития производства и нужды заводчан. Разговор вышел добрый, заинтересованный. Пока обсуждали насущные проблемы, Анатолий Андреевич успевал и по сторонам посмотреть.
Наблюдательный и сметливый главный инженер приметил на рабочем столе у городского головы стакан с аккуратно заточенными карандашами. В плотный ряд выстроились черный, красный, зеленый, синий… Поскольку точилка стояла рядом, Супин сделал вывод, что председатель самостоятельно очиняет карандаши, следовательно, они все у него в ходу. А зачем такое разнообразие?
Эта мысль не давала покоя. И на следующий день утром он спросил директора об этом. Тот усмехнулся, но пояснил:
- Председатель горисполкома поставлен в очень сложные условия. Вынужден крутиться меж больших огней. К нему обращаются с просьбами-требованиями по любому вопросу. Надо сотруднику жильё, машину? Отношения и требования направляют министерства, главки и управления. Партийные органы просят оказать содействие в ремонте зданий или получении лимитов на дефицитное сырье… Включи мозги, и ты поймешь, что все от него просят всё! Но у него этого всего нет. Может, будет в каком-то обозримом будущем, но сейчас – просто голяк. Отказать он не может ни физически, ни морально. Вот и включает дипломатические таланты, чтобы развести по времени исполнение этих, не прописанных в плане, дополнительных запросов.
Что имеет в итоге? Вот, к примеру, приходят просители на получение новой жилплощади. Солидное министерство просит квартиру для нового начальника главка. А квартир-то свободных нет. И отказать не может, чтобы не вступать в конфронтацию с очень сильными соперниками. Что делать? Вот для этого и была придумана система четырех карандашей. Я в ней и сам толком не разобрался, но суть примерно такова.
Подписывает председатель прошение красным карандашом, говорит посетителю. Смотрите, красным подписываю! Для подчиненных - особое внимание! Срочно, чтобы визу мою не пропустили!
Зеленым пишу: Срочно рассмотреть! Это даю зеленую улицу вашему ходатайству, никто не может затягивать решение вопроса!
Синий – очень важно!
Черный – рабочий карандаш, особое внимание! Чтобы никто не пропустил.
Формально никому не отказал. Всех высоких просителей принял и встретил ласково. Визы поставил положительные. А дальше? А вот затем бумаги, в зависимости от цвета резолюции, раскладываются по своим папочкам, и у каждой начинается свой путь. Одну засунут под сукно, другую отодвинут до лучших времен, про третью вспомнят месяца через три… А с резолюцией какого цвета документ проскочит на полных парах – мне не ведомо. Об этом знают лишь несколько особо доверенных лиц.
Если же через какое-то время просители начнут опять атаковать, всегда можно сослаться на обилие бумаг и нерадивых сотрудников. Можно даже устроить показательную выволочку и разыграть настоящую комедию. А иначе никак. Потому что все – просят, требуют, грозят. "И куда крестьянину податься?" - как вопрошал герой фильма «Чапаев».
Мы часть всего, как рожь, как васильки,
Мы только часть, а целое закрыто…
Для Бога мы – на память узелки,
А меж собой все будем позабыты.
И хоть страшна забвения пора,
Пусть весь умру, как говорит наука,
Не слишком много делал я добра,
А вечно помнить зло – такая мука…
(стихи: Александр Тихомиров).
* * *
Автор благодарит за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это позволяет автору продолжать работать для вас. Ну, а если подписка станет вас тяготить, то отписаться можете в любой момент.
#горисполком #прошение #требование #карандаш #отказ