Всю историю эволюции символов в культуре можно разделить на четыре этапа:
1. Архаика и Античность: символика связана с культом плодородия и мифологией; 2. Христианский период: архаические символы проходят религиозную перекодировку; 3. Возрождение и Новое время: разрушение традиции, появление индивидуальной кодировки, аллегорий и эклектики; 4. Модернизм и постмодернизм: закат символизма, появление симулякров и множественного цитирования.
Уже начиная с палеолита, было зафиксировано использование лунного календаря с обозначением месяцев, дат и символов животных, где знаки зодиака (Zoe – жизнь, diakos – колесо или змея, кусающая себя за хвост) – это архаическая форма космогонии, отражающая цикл смерти и возрождения или культ плодородия. Самые древние типы символов, встречающихся на вазах и различных сосудах, а также в орнаментах и оберегах связаны в основном с тем же культом плодородия: квадрат с точкой - засеянное поле, два овала – овы, то есть гениталии быка, диагональные линии - дождь, изображение глаза – оберег от сглаза, утиные лапки и другие тотемические животные. Архетипическая символика, уходящая корнями в доисторические времена, была связана также с геометрическими фигурами и магией чисел.
Геометрические фигуры: круг – небо, всеобщее начало, мироздание, бесконечность; квадрат – женское начало, земля, покой; треугольник – мужское начало, огонь, движение, дух, прогресс; перевернутый треугольник – деградация; звезда Давида – объединение двух тенденций; пятиконечная звезда – человек, если ее перевернуть - знак зверя.
О символике чисел иронично написал Умберто Эко в книге «Маятник Фуко» от лица жены главного героя, объясняющей все тайные значения символов, исходя из нумерологии тела: один нос, две руки, четыре конечности, пять пальцев, а тройки нет, она появляется при соединении двух людей, когда рождается некто третий, поэтому троица священна и божественна.
Кроме того, вспомним еще несколько наиболее распространенных древних символов: крест - мировая ось или древо, соединяющее миры; свастика или Гаммадион – вращение солнца или луны. Интересный символ, встречающийся практически у всех народов – тетраморфы (буквально четыре формы). Эти животные означали в архаике четыре стороны света: например, у шумеров это были лев, орел, петух на быке, в Китае - дракон, феникс, черепаха, единорог.
Христианское искусство использовало архаические символы, наделяя их новым значением. В символике первых христианских храмов можно заметить широкое применение языческого зооморфизма в новом идеологическом контексте. Тетраморфы стали символизировать Евангелистов: Марк – лев, Матфей – ангел, Лука – телец, Иоанн – орел. К одним из самых популярных легендарных зооморфных символов Средневековья относится единорог. Об этих животных писал Юлий Цезарь в «Галльской войне», еще раньше упоминал Ктесий Книдский в 5 в до н.э. Изображения единорогов украшают собор Св. Марка в Венеции, а также многочисленные гобелены были посвящены сценам охоты на этого зверя. По легенде подманить единорога могла только невинная девушка, которую посылали в лес, пока охотники прятались в засаде. Несмотря на то, что единороги считались священными, многие охотились за их рогами, а кровавые сцены убийства вышивали на тканях.
В храмовой архитектуре большую роль играл символ Троицы: три портала, три окна, три нефа, трилистники в окнах-розетках и т.д. Треугольная форма собора означала духовный прогресс или огонь, пламя свечи. Соединение круга и квадрата в планировке храмов символизировало небесное и земное начало, также и восьмерики баптистериев олицетворяли переход от квадрата к кругу, баланс мирского и духовного. Кроме официальной универсальной символики, появилась специфическая символика монашеских орденов, а также тайных оккультных орденов. На гербе францисканцев - две руки и крест, у бенедиктинцев – крест в круге, у доминиканцев - собака (псы господни), у тамплиеров – рыцарь с красным крестом.
Алхимики, представители герметической традиции, использовали собственные знаки химических элементов, соответствующие планетам. Главным же символом алхимии была «квадратура круга» - круг, вписанный в квадрат, вписанный в треугольник, вписанный в круг, означавший также философский камень или операцию получения золота.
Масоны – средневековые ремесленные союзы вольных каменщиков использовали знак циркуля и линейки с буквой G (геометрия), позже политические ложи позаимствовали этот символ. Розенкрейцеры носили крест с розой, распятой на нем, что олицетворяло кровь Христа, а золотая сердцевина цветка, соответствовала духовному золоту, скрытому в человеческой природе. Кабалисты использовали девятиконечный крест со змеей, что иллюстрировало их концепцию устройства мироздания из девяти сфер и постижение тайного знания.
Таким образом, к эпохе Ренессанса появилось огромное количество знаков и символов различного происхождения и значения, вместе с тем символизм начал переживать период декаданса. Если в мифологической символике были отражены жизненные циклы смерти и возрождения, архетипы и универсальные структуры, в христианском искусстве присутствовала тайная идентификация, то в искусстве Возрождения происходит разрушение традиции. Ренессансный символизм – это эклектика, смесь индивидуальной, аллегорической, эзотерической и алхимической символики. Аллегория – безжизненный рациональный символ, стал популярен в эпоху Возрождения и Нового времени, так у Тициана в картине «Благоразумие», три возраста представлены в виде животных: лев, собака, гиена. Или в классицизме у Никола Пуссена на картине "Танец под музыку времени" изображены не времена года или периоды жизни, как может показаться на первый взгляд, а разные стадии благосостояния - от работы до богатства и снова бедности. В то же время классические образы на картине тоже присутствуют - слева двуликий Янус и справа Кронос, играющий на лире, однако их можно расшифровать, только зная мифологию.
Аллегория в отличие от символа создает только внешнюю связь образа и значения, так как идея не ассимилируется в образе. Эта связь между формой и содержанием устанавливается по аналогии, либо исходя из идеологического контекста. Особенно популярными аллегориями в классическом искусстве стали персонификации абстрактных понятий, представляемых в виде личностей с характерными атрибутами. К ним относятся, например, аллегории алчности и смерти в картинах Брейгеля «Безумная Грета» или «Триумф Смерти». Наряду с этим, в живописи классицизма и барокко встречается целый ряд знаков, которые нужно уметь читать на основе знания мифологической или религиозной символики. Скажем, обязательными атрибутами Марии Магдалины всегда были сосуд с водой и череп.
В целом можно сказать, что время религиозных и мифологических символов в искусстве окончательно закончилось в эпоху модернизма. Художники начали изобретать собственные символы, либо использовать архетипические образы, переосмысливать традиционные сюжеты. Постмодернисты продолжили деконструировать традицию, наслаивая и перемешивая различные контексты (об этом читайте на канале ИФ).
Современная массовая культура представляет собой бриколажный тип производства, что предполагает использование символов разного происхождения, причем часто их подлинное значение утрачивается и используется лишь внешняя оболочка. Но самыми эффективными символами, которыми пользуются дизайнеры, являются те, что вышли из самых древних пластов человеческой культуры. Архетипическим смыслом обладают геометрические формы, на основе которых создаются логотипы и бренды компаний. В большинстве случаев это делается бессознательно, дизайнер может не знать историю развития символов и выбирать интуитивно, руководствуясь бессознательными инстинктами. Но как мы уже говорили, поскольку квадрат, например, всегда означал женское начало, ассоциируясь со стихией земли и покоем, эта фигура интуитивно выбирается людьми, стремящимися к стабильности. Круг, как символ времени и года, чаще всего используется для глобальных символов, связанных с международной деятельностью всемирного масштаба и религиозных знаков. Треугольник как символ прогресса - самая распространенная форма в логотипах компаний, где также часто используется трехчастное деление.
Тоталитарные режимы, возникшие в ХХ веке, очень пристально и скрупулёзно подходили к выбору своей символики, используя архетипические знаки. Символом советской эпохи была пятиконечная звезда, потому что она обладает универсальным смыслом антропоморфа и значением рождения нового советского человека.
Гитлер использовал мощный по воздействию древний символ – свастику, также его называют «гаммадион», солярный символ, изначально не несущий никакого негативного смысла. В странах индуизма этот знак играет ту же роль, что и крест в христианской культуре, и часто используется и по сей день. Загнутые концы символизируют движение солнца, если они направлены направо, и движение луны, если они направлены в левую сторону. Гитлер привлек к разработке нацистской символики ученых культурологов, так называемых «ариософов», то есть исследователей арийского наследия.
Одним из самых известных ариософов, возглавлявших общество «Наследие предков», был филолог и культуролог Герман Вирт. Проторунические древнегерманские знаки Вирт ассоциировал с циклами движения солнца, летним и зимним солнцестоянием, например, человек с поднятыми руками означал возрождение и весну, летом он становился единым, то есть безруким, и в осенний период появлялся в виде руны с опущенными руками. Весенний и осенний знаки при сочетании дают руну «хагель», которая означает полный цикл возрождения и смерти, она похожа на снежинку. Этот знак встречается во многих культурах, например, он похож на шумерскую пиктограмму Бог, а также славянскую Ж (живёте), в результате чего Вирт сделал вывод, что древнегерманский, а не семитский (финикийский) алфавит был предтечей всех алфавитов. В любом случае его теория подтверждает общность происхождения всех символов.
С точки зрения теории символов Вирта, например, знак Y – это руна с поднятыми руками, символизирующая возрождение. Вирт считал, что латинская буква S произошла от символа лебедей, которые были запряжены в лодку Аполлона, главного представителя солярного культа, олицетворения сына божьего, а также образа благоденствия, вечной молодости и красоты. А вот пацифистский значок хиппи повторяет руну «юр», вписанную в круг, что есть символ "сына божьего - северного Христа" с опущенными руками или корней мирового древа, это означало у древних германцев смерть, увядание, связывалось с покоем и пассивным началом. Очень многие современные знаки используют символ круга, поскольку с одной стороны, он самый гармоничный для восприятия, а с другой стороны, наша планета все еще движется вокруг солнца, соответственно и наше восприятие времени не изменилось, и мы подсознательно проходим круговой цикл смены времен года, где справедливы тенденции умирания и возрождения. Значки немецких автомобильных компаний гигантов BMW и Mercedes очень похожи на руну «юр» в круге, которая несет определенный архетипический смысл, хотя сама история создания этих символов напрямую никак не связана с гиперборейской теорией.
Гиперборею греки называли «садом Гесперид», там росли молодильные яблочки, дающие вечную молодость и красоту, что также часто ассоциировалось с раем, поэтому имя Аполлон и английское слово «apple» имеют один корень. С распространением христианства, яблоко стало олицетворением запретного плода, символом искушения, а затем с развитием науки появилось еще одно значение - яблоко Ньютона. И неслучайно одна из самых крупных и успешных компаний мира компания Apple использует имя и знак яблока. Сначала этот символ разрабатывался со значением ньютоновского яблока (первый логотип 1976 года даже изображал Ньютона под деревом), потом знак упростился до надкушенного яблока, что аллегорически отсылает к Библейской истории.
Но в целом название Apple имеет и более древний, позитивный архетипический смысл, что возможно интуитивно почувствовал создатель компании Стив Джобс. Он сам был человеком, склонным к мистицизму, и в своих выступлениях призывал прислушиваться к внутреннему голосу, следовать своей судьбе, полагаться, прежде всего, на внутреннее чувство интуиции, позволившему и ему самому добиться грандиозных успехов. Рене Магритт в своей картине «Сын человеческий» использовал яблоко как символ Адама, из чего создали мем, где на месте человека в черной шляпе - Стив Джобс, а перед ним знаменитый символ его бренда.
Древние орнаменты изначально несли смысловую нагрузку и не были чисто декоративным элементами. Реверс (зубчатый орнамент) и греческий меандр, которые обозначали водную стихию или течение времени, сейчас чаще используются компаниями, связанными с модой, как, например, у Givenchy и Versace, вместе с головой Медузы Горгоны.
Одним из самых распространённых архаических символов был также оберег, изображавший глаз. Иероглиф «глаз Гора» – визитная карточка Древнего Египта, обозначал небесную защиту, охранительный амулет. Особенно узнаваемым знак глаза стал благодаря политической тайной организации масонов, символ пирамиды со всевидящем оком используется сейчас на долларовой банкноте. Глаз часто встречается и в логотипах телевизионных компаний.
Зооморфные знаки также популярны в современной культуре. Лев является символом Венеции, так как мощи Святого Марка хранятся в соборе Сан Марко на главной площади города, которые венецианские купцы вывезли со Святой земли. На знаменитом кинофестивале в Венеции вручается статуэтка крылатого льва, символа чисто христианского, однако имеющего и шумерские корни (крылатые быки и львы украшали дворцы правителей Древней Месопотамии).
В соответствии со средневековыми бестиариями, сова, как ночная птица причислялась к нечистым животным, так как в шумеро-акадской мифологии сова была атрибутом Иштар - покровительницы гетер. Однако в греческой мифологии сова сопровождала Афину, поэтому приобрела значение мудрости. Передача «Что? Где? Когда?» использует сову как символ знаний, заимствуя этот символ из Античности. Точно соответствует своему архаическому и христианскому символу знак журнала Playboy - кролик, так как заяц относился к разряду нечистых животных в Средние века из-за своей способности размножения, египетский иероглиф зайца был связан с божествами Луны, отвечавшими за плодородие.
Таким образом, человек как знаково-символическое существо с древних времен означивал мир, наделяя магическими свойствами вещи и символы, которые сам же и создавал. Символизация - это часть процесса познания, которая позволяет структурировать хаос чувственного восприятия. Кроме того, символ является границей между миром материальным и идеальным, то есть духовным. С развитием прагматической и позитивистской картины мира символизация деградирует, поскольку символ напрямую связан с мифом. Кроме того, современный человек, погруженный в поток визуальной информации, парадоксальным образом теряет способность видеть за формой множественность смыслов (об этом подробнее читайте здесь), у него просто не хватает времени на созерцание и размышление. Переизбыток визуального создает эффект нищеты или скудости воображения.
Одной из самых популярных форм медиакультуры сегодня являются мемы - порождение постмодернистской эстетики коллажа, бриколажа, деконструкции и бесконечного цитирования (термины объясняются здесь). Мем функционирует чаще всего как отсылка к чему-то знакомому (как в случае с ухом Трампа), а иногда случайно возникшему и известному только определенному кругу людей. Часто мемы вообще не поддаются причинно-следственной логике, а просто имитируют какие-то жесты или смешные выражения лица, например, "гигачад". Но в любом случае, их практически невозможно проинтерпретировать как символ, исходя из его классического механизма действия.
Подробнее о символах читайте в моей книге Строева О.В. "Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации"