Найти тему
Забытая флотилия

Правда о 610-ой штрафной роте ВВФ!

Отправной точкой для формирования штрафных частей в Красной армии послужил приказ № 227 от 28 июля 1942 года, подписанный, народным комиссаром обороны СССР Иосифом Виссарионовичем Сталиным. В приказе №227, который составил народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин, правдиво излагается сложившаяся на фронте ситуация: «Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами». Сталин заявил, что, «идя за паникёрами», некоторые части РККА оставили Ростов и Новочеркасск «без серьёзного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамёна позором». Нарком обороны раскритиковал пораженческие настроения в войсках и разговоры о том, что армия ещё может отступать под натиском врага.

В отличие от армии, где формирование «штрафных» частей получило более распространенный характер, формирование штрафных частей в ВМФ CCCH было менее распространенным, если сравнивать в численном соотношении данных частей. Первой «штрафной» частью, созданной в ВМФ, является 610-ая отдельная штрафная рота морской пехоты, созданная на базе Волжской Военной флотилии 18 октября 1942 года, в ее состав входили матросы, которые были замечены в паникерстве, оставлении своих боевых постов, а также осужденные из других воинских частей и осужденные уголовники. Согласно уставу «штрафные» подразделения возглавляли кадровые офицеры, командиром созданной штрафной роты стал старший лейтенант Пётр Павлович Матвеев.

Состав и численность роты выглядела следующим образом: 5 взводов по 50-60 человек, в том числе один пулеметный взвод под командованием лейтенанта Петра Демидовича Барболя, заместитель по политчасти старший лейтенант Георгий Шебуняев. Общая численность роты была около 250-300 человек.

К сожалению, пока что установлено только одно имя командира взвода лейтенанта Василия Чекалина, работа по поиску имен и фамилий других командиров и политработников продолжается. При каждом взводе присутствовал свой политработник, командир роты был наделен правами командира батальона.

Формирование штрафной роты и ее укомплектование, как упоминалось выше, происходило не только за счет осужденных матросов и командиров, но и осужденными за уголовные преступления в довоенное или военной время. Это подтверждается рядом документов, а также воспоминаниями. В пример приведем 2 случая:

Политрук Пантелеев И.В. приговором военного трибунала Волжской военной флотилии от 7.10.1942 года лишен воинского звания «политрук» и осужден к шести годам лишения свободы (с отсрочкой приговора до окончания войны) за то, что Пантелеев при выполнении бронекатером боевого задания в районе Сталинграда, во время обстрела противником, отдал приказ – оставить бронекатер и сойти на берег, в результате катер был оставлен, а Пантелеев вместе с командой сошел на берег и на катер вернулся только через 4 часа. За отдачу этого приказа, бывший политрук Пантелеев был отправлен в 610-ю штрафную роту Волжской Военной флотилии, далее, к сожалению, его след теряется.

9 октября 1942 года комендор Гришин, рулевой Канцедалов и старшина группы мотористов Дмитриев следуя на катере на левый берег Волги (в район Сталинграда), во время обстрела противником, бежали и увлекли за собой остальной личный состав команды, оставив на катере раненых. Всем им были вынесены приговоры о расстреле, которые были приведены в исполнение перед строем.

Дисциплина в штрафных подразделениях поддерживалась железная, но, к сожалению, пополнявших контингент только что вышедших на «волю» уголовников, был склонен к бесчинству по отношению к местному населению, так всего через неделю после формирования двое штрафников из взвода Василия Чекалина совершили следующее преступление: «…напросились в гости к жившим на отшибе Кильяковки немолодым уже людям. После недолгого знакомства они убили старика, изнасиловали его 12-летнюю внучку и бросили вместе с бабушкой в подвал, завалив вход рухлядью.»

Приговор о расстреле был вынесен выездной сессией военного трибунала и приведен в исполнение особым отрядом НКВД.

После данного происшествия по воспоминаниям дисциплина улучшилась, а процесс сколачивания и обучения за те две недели, что отводилось на формирование, укомплектование и обучение, пошел гораздо быстрее и эффективнее.

После окончания обучения и полного укомплектования роты автоматами, винтовками, 3 станковыми пулеметами системы «Максим» на станке Соколова образца 1910 года, ручными пулеметами ДП-27, а также 5 ПТРД, рота была переброшена в район Сталинграда, где принимала активное участие в боях за город и, приняв участие в боях в конце октября 1942 года, была выведена во второй эшелон, для пополнения только в конце декабря 1942 года. После недолго отдыха, приведения в порядок и пополнения, рота была возвращена в Сталинград. Воспоминания о последних днях битвы за Сталинград были следующими: «…в последний день января 43-го, мы увидели метрах в трехстах картину, ставшую поистине исторической. В кольце наших бойцов, державших автоматы на изготовку, понуро движутся группы пленных гитлеровских генералов и офицеров, а также солдат. Потом стало известно, что в одной из таких групп находился сам генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.»

После Сталинградской битвы штрафная рота была расформирована 15 января 1943 года, остатки роты были выведены в район Подмосковья и переданы в другие строевые части, офицеры же пополнили состав 11-ой гвардейской бригады морской пехоты.