Найти тему
Газета "Маяк"

Никому не верю не только первого апреля

Безусловно, Интернет, это – большое благо для человека. Перефразируя известную цитату, можно сказать, что человек, подключенный к Интернету, владеет сегодня миром. Благодаря специальным приложениям, скаченным на смартфон, можно оплатить коммунальные услуги, штрафы, налоги, заказать справки из любой организации, взять кредит в банке, не выходя из дома. Но здесь, как и у медали, есть обратная сторона: все наши данные сейчас находятся в открытом доступе, даже не поймешь, где какой документ, какая информация может «выстрелить». Иначе чем объяснить тот факт, что людям звонят неизвестные личности и, обращаясь к человеку по имени-отчеству, представляются сотрудниками различных организаций и своими вопросами попадают прямо в точку?
Так одному нашему земляку, находившемуся на вахте в Москве, недавно позвонили с неизвестного номера и, представившись сотрудником сотовой компании МТС, уверенно спросили: «Иван Иванович, вы ведь недавно звонили оператору с вопросом о тарифном плане?» Мужчина, не почуяв никакого подвоха, ответил утвердительно: он действительно звонил и интересовался платой по своему тарифу. Невидимый собеседник предупредил, что действие сим-карты как раз заканчивается, после чего она будет заблокирована, и предложил продлить ее действие сроком на 1 год, на 3 или 5 лет. Наш земляк выбрал, естественно, третий вариант и попутно спросил, не изменятся ли после этого условия тарифного плана? «Нет-нет», - заверил собеседник и начал расспрашивать мужчину, доволен ли тот их оператором, хорошо ли ловит связь, устраивает ли скорость Интернета? Житель нашего района так расчувствовался таким вниманием «менеджера», что простодушно посетовал на качество связи МТС и плохую скорость. «Я, - рассказывал он, - так-то из Мордовии, там у нас МТС не везде хорошо ловит, а вот сейчас нахожусь в Москве, тут еще более-менее связь, поэтому я и пользуюсь вашим оператором». Собеседник похвалил его за правильный выбор и заверил, что сейчас МТС меняет свое оборудование в Мордовии, так что очень скоро Интернет «у вас заработает просто с космической скоростью». На радостях от такой новости наш земляк вообще забыл о бдительности и сразу же продиктовал по просьбе «менеджера» код, который ему пришел в пуш-уведомлении. После чего связь прервалась, но телефон снова затрезвонил, и оператор продолжил разговор. Чтобы получше слышать собеседника, наш земляк пытался перейти в другое место, и в какой-то момент увидел сообщение от Госуслуг. «Извините, - обратился он к собеседнику, мне пришло какое-то сообщение от Госуслуг, сейчас я его посмотрю и вам перезвоню». Дальнейшее действие можно назвать божьим провидением, не иначе: в этот момент в их диалог вмешались третьи лица, в голосах которых слышались истерические нотки. Молодой голос паниковал: «Ой, он говорит, что его Госуслуги взломали… спрашивает про договор…», более солидный мужской голос с характерным украинским гыканьем кого-то отчитывал: «Вообще не надо заводить разговор про договоры, сколько раз на собраниях мы объясняем. Если эта голова сейчас что-то сообразит и этот телефон сообщит (куда, наш земляк не разобрал), то мы не успеем оформить на него кредит…»
Страшное слово «кредит» отрезвило и нашего земляка. Он сразу же отключился и в ужасе посмотрел на экран телефона. Код, который пришел ему в пуш-уведомлении, оказался кодом от Госуслуг! Попытки войти в личный кабинет на портале Госуслуг оказались безуспешными. Сайт отвечал, что пароль не подходит, и только тогда наш земляк осознал, что стал жертвой мошенников – чего всегда и боялся. Конечно, он запаниковал, ведь все персональные данные человека трудоспособного возраста, начиная от номера и серии паспорта вплоть до сведений, занесенных в электронную трудовую книжку, находятся на Госуслугах, и, получив к ним доступ, любой аферист может ими воспользоваться. В принципе, мужчина слышал о многих видах виртуального мошенничества, был внутренне готов к разговору и со «следователями», которые сообщили бы о попавших в ДТП дочери или сыне, и с «сотрудниками банка», которые предупредили бы, что кто-то пытается списать со счета личные сбережения. Но вот с тем, что мошенники могут взломать Госуслуги, он столкнулся впервые. Потом еще и оправдывал свою доверчивость: «Но ведь откуда-то мошенники знали, что я звонил по поводу тарифного плана, значит, кто-то такие сведения им предоставляет? Или они такие все продвинутые хакеры, что могут взломать все, что угодно?».
Но в тот момент после общения с лже, как все-таки выяснилось, оператором, он начал сбрасывать все последующие звонки, поступающие с разных неизвестных номеров. В дальнейшем была двухдневная эпопея с восстановлением доступа в личный кабинет на Госуслугах через МФЦ (самому не получится, поскольку мошенники не только меняют пароль, но и ключевое слово, без которого в личный кабинет уже невозможно зайти) в одном из районов Подмосковья, где мужчина работает, потом с подачей заявления о взломе личного кабинета в одном из районных отделов полиции г. Москвы. Описать эту историю было бы интересно и даже поучительно, но очень долго. Наш земляк просто отмечает, что в столице нашей великой страны хорошо только деньги зарабатывать и то до тех пор, пока ты здоров или не случится какая-то неприятность, вроде той, в которую он попал. В отличие от наших провинциальных служб, где любой сотрудник проявит к тебе участие и постарается помочь, в Москве никому нет дела до чужого несчастья или нездоровья – ни в медицинском учреждении, ни в государственной организации, ни даже в полиции, в которую все бегут в первую очередь за помощью. В общем, дело закончилось тем, что в МФЦ после возмущений «Зачем к нам пришли, если живете в Мордовии», с грехом-пополам помогли восстановить доступ к Госуслугам, в районном отделе полиции кое-как приняли заявление, но мужчина теперь живет в ожидании того, что из какого-нибудь банковского учреждения страны может придти уведомление о кредитной задолженности. Ведь в МФЦ выяснили, что со стороны мошенников была попытка зайти в электронную трудовую книжку и был отправлен запрос в налоговую на получение справки формы 2-НДФЛ, которая, как известно, нужна при подаче заявки на получение кредита.
Перевел аферистам личные сбережения
- Кредит на крупную сумму в солидном банке в таком случае мошенники вряд ли могут оформить, - поясняет оперуполномоченный уголовного розыска ММО «Ардатовский» Андрей Кузьмин, - ведь для этого нужны не просто паспортные данные, а хотя бы копия паспорта и человек более менее похожего на владельца, а вот для оформления займа в любой микрофинансовой организации порой достаточно только паспортных данных. Учитывая, что таких МФО, где легко и быстро можно получить небольшие суммы под большие проценты без всяких поручительств в нашей стране огромное количество, то мошенники могут действительно подать заявки в разные кредитные учреждения и где-то в конце концов им повезет. Поэтому так важно иметь на руках доказательства того, что имел место случай мошенничества, и к займу вы не имеете никакого отношения. Сейчас и в нашем районе, и в республике люди вроде стали умнее и не попадаются на истории про ДТП и оформление кредита, но появился новый вид мошенничества - звонят сотовые операторы, которые сообщают, что заканчивается срок действия договора сим-карт. Люди еще мало слышали о такой схеме развода, поэтому без тени сомнений называют им код от Госуслуг. Далее разыгрывается такой сценарий: после того, как мошенники взламывают портал, потерпевшему звонят якобы сотрудники банка, которые сообщают о взломе и предлагают срочно перевести все личные сбережения на безопасный счет, причем не в офисе банка, потому что там рядом может оказаться излишне бдительный сотрудник, а через банкомат. На этот развод недавно попался житель пос. Тургенево, который и в самом деле отправился к банкомату, снял накопления в размере 170 тысяч рублей и перевел на продиктованные лже-сотрудником банка счета. После того, как ему вновь позвонили и начали убеждать оформить кредит, тургеневец заподозрил неладное и обратился в полицию.
Еще один житель района, решивший взять кредит, выяснил, что у него имеется кредитная задолженность в одной из МФО в размере 26 тысяч рублей, о которой он и не знал. В ходе проверки выяснилось, что также был взломан его аккаунт на госуслугах и поданы заявки в разные МФО.
Оформили на пенсионерку … норковую шубу
Коллега А. Кузьмина, оперуполномоченный уголовного розыска Михаил Ермолаев рассказал еще об одном виде «развода», когда мошенники оформляют кредиты без участия самих граждан, имея на руках только паспортные данные. В апреле в полицию обратилась жительница района, пенсионерка, и рассказала, что ей по почте пришло уведомление из банка Тинькофф о кредитной задолженности в размере 160 тысяч рублей. В уведомлении значилось, что договор о займе был заключен еще в ноябре 2023 года, хотя пенсионерка никаких кредитов не брала и не оформляла в режиме онлайн, поскольку телефон у нее простой, к Интернету не подключен, да и банковских карт не имеет.
«Когда мы направили запрос в банк, выяснилось, что по копии паспорта потерпевшей был оформлен кредит на покупку норковой шубы стоимостью 160 тыс. рублей в г. Екатеринбурге, - рассказывает Михаил. - Было возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий в отношении Тинькофф банка. Нам удалось доказать, что в оформлении кредита женщина не принимала участия, и банковское учреждение аннулировало кредит. Это также частый вид обмана, когда мошенники, завладев паспортными данными, заполняют анкеты и заявки в режиме онлайн на получение кредита и рассылают по различным банкам в надежде, что его одобрят».
Так что сейчас опасность действительно подстерегает на каждом шагу, поэтому всем нужно сохранять бдительность и в обращении с личными документами, и в разговорах с неизвестными лицами. Лучше сразу обрывать такие разговоры и перезвонить по телефону «горячей линии» той организации, сотрудниками которого представляются звонившие, либо, если сомневаетесь, просто задать наводящие вопросы. К примеру, лже-сотрудник сотовой компании МТС, позвонивший бухгалтеру нашей редакции с легендой о заканчивающемся сроке действия сим-карты, засыпался на самом простом вопросе: «А на какой, говорите, улице в Москве располагается офис вашей сотовой компании?» Сотрудник просто-напросто отключился - видимо, плохо подготовленный был мошенник. Так что всем советуем не терять бдительности и способности логически мыслить, чтобы не расплачиваться по чужим кредитам.
Подготовила Л. МАКАРКИНА.
Иллюстрация Л. ЗАРУБИНОЙ.