Найти тему
Хронопортация

Такого больше не было в истории ни в одной стране: Немеркнущий подвиг советской лётчицы, совершившей воздушный таран

Оглавление

В первый день ВОВ советские летчики совершили 15 воздушных таранов! Так поступить их заставили обстоятельства: а) гитлеровские самолеты были значительно лучше; б) пилоты фашистов имели гораздо более качественную подготовку, так как в люфтваффе, в отличие от ВВС РККА, топливо не экономили. Поэтому "сталинские соколы" были вынуждены жертвовать собой, чтобы не пропустить и уничтожить врага. В итоге Геринг, командовавший авиацией Третьего Рейха, отдал беспрецедентный приказ, чтобы немецкие пилоты не шли на сближение с советскими самолетам и вели огонь с дистанции.

Но наши герои раз за разом продолжали таранить вражеские истребители и бомбардировщики. Всего в годы ВОВ советские летчики совершили 637 воздушных таранов. На общем фоне массового героизма выделяется один таран, который совершила женщина – Екатерина Зеленко. Это единственный случай в истории мировой авиации. Также на счету Кати много других выдающихся подвигов, ведь она себя чувствовала в полете, как птица в небе. Это был летчик-ас, ей и среди мужчин равных было немного.

Героиня повествования, фото 1935 и 1941 гг.
Героиня повествования, фото 1935 и 1941 гг.

Герой "Незаметной войны"

Катя (1916 г.р.) под влиянием старших братьев росла "мужиком в юбке". Она любила лазать по деревьям и сараям, а потом прыгать с них с "парашютом", вместо которого использовала зонт. Девчачьи забавы её не интересовали. Окончив 7 классов, Зеленко поступила в авиационный техникум в Воронеже. Одновременно училась в аэроклубе, для поступления туда ей пришлось пройти серьезный экзамен. Еще сложнее девушке было попасть в военное авиаучилище в Оренбурге, но она и это препятствие преодолела.

Окончив училище с отличием, Катя с 1935 г. по 1939 г. служила в 19-й бомбардировочной авиабригаде, что дислоцировалась в Харькове. За этот период она освоила 7 типов самолетов. Волевая, красивая девушка, с правильными чертами лица, со спортивной фигурой и с короткой стрижкой вызывала всеобщее восхищение. А как она летала! Никакой суеты, каждое движение выверено. В 1936 г. Зеленко даже заняла 1-е место на окружных соревнованиях по технике пилотирования.

Катя стала единственной летчицей, участвовавшей в войне с финнами. В ходе неё девушка, несмотря на ураганный огонь зениток, уничтожила склады с боеприпасами и артбатарею. Её наградили орденом Красного Знамени. В 1940 и 1941 г. ст. лейтенант Зеленко служила летчиком-инструктором в 135-м БАПе.

Финские военнослужащие с зенитным орудием Bofors L60 зимой 1939-40 гг.
Финские военнослужащие с зенитным орудием Bofors L60 зимой 1939-40 гг.

Воздушный таран

С первых дней ВОВ Екатерина бомбила колонны гитлеровских войск, летала на Су-2. К тому времени она занимала должность замкомэска 135-го БАП. Именно Зеленко командовала группой бомбардировщиков, которой в июле под Пропойском удалось уничтожить 45 фашистских танков, 20 грузовиков и более батальона фрицев. Всего к началу осени на счету отважной летчицы числилось 40 боевых вылетов, 12 воздушных боев. В августе, в перерыве между вылетами, Катя вышла замуж за комэска 4-й эскадрильи Пашу Игнатенко. Успела.

12 сентября героиня статьи совершила два вылета, в ходе второго "мессеры" обстреляли её Су-2 и повредили. Самолет находился в ремонте, и тут поступила информация, что танковая армада Гудериана прорвала оборону советских войск. Возникла опасность окружения нескольких наших армий под Киевом (что позже и произошло). Нужно было срочно вылететь на разведку и уточнить обстановку, установив точное количество танков и направление их движения. Екатерина могла не лететь, но напросилась сама. Замкомполка Пушкин (в будущем генерал-лейтенант) уступил ей свой Су-2.

Хайнц Гудериан на своём передвижном командном пункте, осень 1941 г.
Хайнц Гудериан на своём передвижном командном пункте, осень 1941 г.

Ведущим вылетел комэск капитан Лебедев. Пилоты выполнили задание и возвращались на базу. Уже над своей территорией их атаковали семь Ме-109. Самолет Лебедева подбили сразу и тот вышел из боя, ну а Катя осталась одна против семи "стервятников". Штурман-бортстрелок лейтенант Павлык вел заградительный огонь, чтобы фрицы не подкрались сзади. Зеленко вертелась как белка в колесе. Ей удалось подбить одного "мессера" (в крыльях Су-2 было установлено 4 пулемета ШКАС). Но и наш бомбардировщик был буквально изрешечен. Павлыка серьезно ранили. Катя приказала лейтенанту покинуть бомбовоз и доложить разведданные командованию, а сама продолжила бой.

Когда закончились патроны девушка поняла, что её не выпустят из западни и пошла на таран. Летчица срубила винтом крыло "мессера", затем решила спланировать и сесть, однако сзади ее Су-2 расстрелял другой Ме-109. Бомбардировщик загорелся и упал. Немецкий истребитель пролетел два километра и тоже рухнул на землю. К Су-2 подбежали селяне, что наблюдали за боем с земли. По документам они установили, что подвиг совершила Екатерина Зеленко. Комсомольский билет был пробит осколком и залит кровью. Героиню с почестями похоронили.

Заключение

Екатерина Ивановна на фоне лёгкого бомбардировщика Су-2.
Екатерина Ивановна на фоне лёгкого бомбардировщика Су-2.

На следующий день Анастасьевку захватили фашисты, поэтому о подвиге девушки стало известно лишь после освобождения села. В полку её в 1941 г. представили к званию Героя Советского Союза за уничтожение вражеской колонны под Пропойском и за другие подвиги. Но так как судьба Кати была неизвестна (вдруг она попала в плен), ограничились орденом Ленина.

В 1971 г. раскопали Ме-109, который протаранила Екатерина, и обнаружили соответствующие следы. Все вопросы после этого были сняты. Именем летчицы назвали улицы, школы и дружины во многих городах СССР. Ей установили памятники. В честь неё "Катюшей" назвали планету, открытую сотрудниками Крымской обсерватории. В мае 1990 восторжествовала высшая справедливость Екатерине Ивановне присвоили звание Героя СССР!

Спасибо за лайк, подписку и репост! Это помогает в развитии канала и заставляет автора лучше прорабатывать материал.