Одно из важных направлений работы любого музея – сохранение коллекций. В этом нам, Музею истории камнерезного и ювелирного искусства, помогают художники-реставраторы. Их двое: знаменитый уральский камнерез Анатолий Иванович Жуков и ювелир Александр Устьянцев, внук советского художника-ювелира Леонида Фёдоровича Устьянцева, чьи работы в большом количестве представлены в Музее.
Работа реставратора – кропотливая, требует особого подхода. Не всегда достоверно известны материалы и техники изготовления, поэтому реставраторам приходиться экспериментировать, но при этом отдаться на волю случая нельзя – на них лежит огромная ответственность. Хотим показать процесс реставрационной работы над одним из музейных предметов.
Дано: гипсовая ваза первой половины ХХ века. Имеются большие сколы, загрязнения, неэскпозиционный вид.
Комментарий Анатолия Ивановича Жукова:
«Вазу реставрировал недолго, около месяца, но в два захода... она из трех частей. Работа привычная, поэтому особых трудностей не представляла. После реставрации ваза не должна выглядеть как новая – следы бытования, потертости, царапины должны подчеркивать ее возраст. Воссоздание сколов должно быть деликатным, бережным, учитывая то, из чего сделан предмет, технологию его изготовления.
Анатолий Иванович подчеркивает, что для него одинакова важна реставрация произведений из твердого камня и мягкого. Но сам камнерез более 40 лет работает именно с твердыми минералами и знает к ним подход.
Ваза спасена и готова предстать перед посетителями!
Еще мы попросили Анатолия Ивановича рассказать самые интересные реставрационные кейсы из его практики. Вот что ответил нам камнерез:
«За то время, когда я занимаюсь реставрацией, было много интересных проектов реставрации, разных по технологии и материалам, некоторые можно назвать:
- Реставрация печати «Атлант» из кварца, в которой удалось воссоздать утраченную руку и большой скол основания. Примерно такую же работу по воссозданию ноги Слоника из Музея ИЗО я делал еще в 90е годы;
- Реставрация и воссоздание утраченных частей ваз из «мясного агата» для Павловского музея заповедника;
- Реставрация пары ваз из флюорита для нашего Музея истории камнерезного и ювелирного искусства. Для этой работы была проведена большая научная подготовка.