Так получилось, что у московского рэпера Ивана Щеглова (известен аудитории как Иван Смех по книге «Следы на снегу») – целых три кавера на песни Евгения Кокорина (какой из них будет отобран в трибьют – пока интрига). Два из них («Ветряные мельницы» и «Над заборами») музыкант сделал в рамках собственного многолетнего проекта НОВАТОРЫ АВАНГАРДА. А песню «Налегке» – в рамках проекта Иван Щеглов и ИДЕАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ.
- Иван, ты помнишь, когда впервые услышал ЧЕРНОЗЁМ?
– Когда услышал отдельные песни, не помню, а в целом расслушал вдумчиво где-то в 2016-м году, когда сделал кавер на «Ветряные мельницы».
В рамках сибпанка ЧЕРНОЗЁМ – группа первого плана, со своим авторским лицом, заметно отличающаяся от других. Отличный проект, достойный своих более известных коллег. Минус только, что у группы небольшое творческое наследие, в отличие от той же ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ.
Меня всегда удивляло, почему Джексон так мало пишет. С другой стороны, он же много вложил в ИпВ, помню даже концерты без Неумоева с его участием… И в других группах играл: КООПЕРАТИВ НИШТЯК, ПОСЛЕДНИЙ ПАТРОН, ГО… Возможно, он много вложился в чужое творчество, и просто времени и энергии на своё осталось меньше. Тогда это достойная творческая скромность. Но если говорить именно о ЧЕРНОЗЁМЕ, то потенциал Джексона и группы остался как будто не дораскрыт. Не в плане качества (все песни у них первоклассные), но в плане объёма творческого наследия.
- Тебе какой альбом больше всего зашел чернозёмовский?
– Сейчас переслушал бы «Паводок». Формально это концертная запись, но я ее воспринимаю как полноценный альбом. Классно сыгранный состав с интересными аранжировками – больше нравится, чем «Ненавсегда». А раньше много слушал «Подарок для самого слабого» – классический панковский альбом.
- Ты говорил, что первый альбом НОВАТОРОВ АВАНГАРДА – это была просто перепевка альбома Манагера. «Музыку брал готовую – просто скачивал из интернета минуса, казавшиеся подходящими». По сути, твой так называемый «творческий метод» с тех пор мало изменился. Кавер «Налегке» ЧЕРНОЗЁМА у тебя сделан по тому же принципу?
– Похоже, хотя есть ряд принципиальных нюансов. В случае с «Налегке» я с одобрения Алексея «Экзича» Слёзова, взял его старую музыку из раннего проекта ИДЕАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ и спел на неё текст Кокорина. До кавера эта музыка нигде не использовалась.
Алексей Слёзов – известный музыкант в московском андеграундном кругу, поучаствовал во многих группах, таких как РЕГИОН-77, СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, в московском составе МЁРТВЫЙ ТЫ. У него был сольный проект – ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ: очень интересный ранний пост-панк из 90-х, потом – ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ. Сейчас в основном занимается группой МЕХ МАМОНТА (юмористический проект про старость и современность).
- Песня «Налегке», как, впрочем, и «Над заборами», в твоем исполнении стала немного обезличенной, на мой взгляд. Так и было задумано?
– В смысле безэмоциональной? Мне кажется, что там настолько эмоционально насыщен текст, что нет нужды транслировать эмоциональность вокалом – масло масляное. Отстранение было уместно. Потому что если вслушаться в текст, он не то, чтобы страшный, но около того. Так вышло немного сложнее, но сложность – это хорошо. Мир сложен сам по себе, его упрощение – это игнорирование чего-то важного, своего рода стерилизация. Так что я стараюсь делать песни, ускользающие от простого восприятия, призывающие слушателя к восприятию сложности.
- Когда делаешь такой песенный коллаж, ты ищешь какие-то новые смыслы или стараешься сделать акцент на том, что тебе самому близко?
– Спеть песню – это пропустить её через себя, способ глубже прочувствовать. Естественно, если я перепеваю что-то, то исполнитель мне так или иначе близок и чем-то интересен. Но создание кавера больше направлено на мое собственное проживание композиции.
Иногда интересно вывести песню за пределы жанра. Это почти всегда открывает в тексте новые грани. Под другую музыку текст и звучит иначе. Переход из рока в рэп — один из самых простых таких «инструментов».
К «Ветряным мельницам» удачно нашелся подходящий минус в архиве у моего друга Жени – он же рэп-исполнитель Zerno Boboviy.
«Над заборами» я записывал, когда случилось трагическое событие в жизни еще одного моего друга, у которого девушка совершила самоубийство. Для меня это песня про ощущение смерти человека. Минус подобрался от битмейкера bluebeard.
- Тебе какой вариант этих песен ближе: свой или чернозёмовский?
– Ну, это как сравнивать фотографию с собой и фотографию с незнакомым человеком. Я смотрю на них с разными целями. То есть, я свои песни воспринимаю в первую очередь не как музыку, а как слепок момента жизни. Можно оценивать эстетически, но сам об этом особо не думаешь.
- То есть ты пишешь не для людей, а для себя?
– В первую очередь – да.
Беседовала virlenka. Продолжение следует.
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК:
Читайте 1- и 2-ю часть интервью «В НОВАТОРАХ АВАНГАРДА я, скорее, ориентировался на группу КОММУНИЗМ. Интервью с Иваном Щегловым