Что мы знаем об абстракции? Отсутствие конкретных форм, нереалистичные изображения, которые зачастую не имеют ничего общего с реальностью. Максимальное упрощение линий, форм, цвета и текстуры, которые позволяют художникам и скульптурам передать эмоции и идею выше нашего понимания материального мира, отходя от него.
Все мы видели как абстрактные татуировки, так и картины, украшения, элементы декора и тд… Но почему это стало так популярно и откуда пришло? Давайте разберемся.
Абстракция как направление в искусстве появилось в 20 веке и многие говорят, что все началось в 1910г с картины Василия Кандинского, который создал первые абстрактные рисунки в качестве иллюстраций к своему теоретическому труду «О духовном в искусстве».
Ноо сама абстракция появилась само собой намного раньше, явно не в 20 веке
Так откуда же появилась эта ваша абстракция?
Еще в древней Греции и Древнем Востоке (Месопотамия, Египет, Индия, Китай..) Широко использовались абстрактные образы
Абстракция в искусстве древних цивилизаций, таких как Древняя Греция и Древний Восток, проявлялась через упрощение форм и символизацию изображений.
В искусстве Древней Греции:
- Скульптура: В греческой скульптуре можно найти абстрактные упрощения физических форм, усиленные выразительностью и символикой. Например, многие статуи богов и героев имеют упрощенные черты лица и тела.
- Украшения: Греческая роспись на утвари, керамике и тканях часто содержала абстрактные узоры, геометрические формы и символы, которые не всегда имели прямую связь с реальностью.
- Архитектура: В греческой архитектуре абстракция проявлялась через использование геометрических форм, пропорций и узоров, например, в деталях столбов и фризов.
В искусстве Древнего Востока
- Месопотамия: В искусстве древних цивилизаций Месопотамии (например, в шумерском и аккадском искусстве) абстракция проявлялась через символическое изображение божеств, ритуальные узоры и знаки.
- Египет: В египетском искусстве можно увидеть абстрактные символы и узоры, которые использовались в религиозных текстах, на стелах и украшениях.
- Индия и Китай: В искусстве Древней Индии и Китая абстракция проявлялась через упрощенные формы геометрических узоров, символов богов и священных знаков.
Не увидели ничего общего? Кроме упрощения непосредственно рисования, так как в то время люди еще не доросли до точного реализма в искусстве, поэтому прибегали к абстракции в виде простого облегчения себе работы. Это нормально и, может быть даже было необходимо.
Но с вот с религией дела обстоят поинтереснее.
Можно сказать, что религия оказала значительное влияние на развитие абстракции в искусстве. Религиозные представления, символика и ритуалы зачастую стимулировали художников и мастеров к использованию абстрактных форм и символов в своих произведениях. Просто потому что иначе было невозможно как-либо изобразить нечто, что одновременно существует как в нашем мире, так и вне нашего понимания
1. Символизм и метафизика: Религия часто оперирует символами и аллегориями для передачи сложных духовных и философских истин. Абстрактные формы и узоры могли стать средством воплощения этих высших идей, не поддающихся прямому изображению.
2. Сакральное и священное: В многих религиях предметы культа, священные тексты, священные структуры обладают особым статусом и нуждаются в особом обращении. Абстракция позволяла придавать этим объектам дополнительное духовное измерение и символизацию.
3. Ритуалы и обряды: Религиозные обряды и ритуалы часто включают в себя символические действия и предметы, используя абстрактные формы для создания специальной атмосферы и духовного настроения.
4. Трансцендентность и абстракция: Многие религии стремятся к пониманию высших сил и метафизических реальностей, которые выходят за рамки обыденного мира. Абстракция как форма искусства могла представиться наилучшим средством для отражения этих трансцендентных идей.
можно сказать, что религия способствовала появлению и развитию абстракции в искусстве, обогащая его символикой, глубиной и значимостью
По сути своей она стала столь распространена из-за того, что люди попросту не могли описать то, во что уверовали и прибегали к нереалистичным формам и цветам, к возвышенному, которые было за гранью человеческого понимания.
Абстракция в искусстве Древнего Востока имела значительное влияние на развитие современного искусства, хотя путь от древних культур к нынешним проявлениям абстракции был сложным и многоступенчатым.
1. Влияние на импрессионизм и постимпрессионизм: Импрессионисты, такие как Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар, по многим аспектам унаследовали концепции упрощения форм и игру с светом от азиатского искусства. Характерные для Древнего Востока абстрактные элементы, такие как ритмические узоры и символические формы, нашли свое отражение в работах импрессионистов.
2. Экспрессионизм и сюрреализм: Постимпрессионисты, такие как Винсент Ван Гог и Поль Гоген, уже продвигались в сторону более абстрактных и выразительных форм, подготавливая почву для развития экспрессионизма и сюрреализма в XX веке. Эти направления также вдохновлялись духовностью и символикой восточного искусства.
3. Абстракционизм и супрематизм: В начале XX века абстракция вступила в новый этап развития с появлением абстракционизма и супрематизма. Художники такие как Василий Кандинский и Малевич стремились к полному освобождению искусства от представления видимого мира, абстрагируясь до простейших геометрических форм и цветов.
4. Абстракционизм и абстрактный экспрессионизм: В послевоенный период появились новые движения, такие как абстрактный экспрессионизм, где художники, подобно древним мастерам, выражали свои эмоции и идеи через свободные и экспрессивные абстрактные формы.
Обобщив, можно сказать, что влияние абстракции из Древнего Востока на современное искусство проявляется в разнообразных стилях, техниках и концепциях, позволяя художникам из разных эпох и культур находить новые способы выражения и восприятия мира через абстрактные формы.
Можем сказать спасибо религиозным предкам за столь красивые и неоднозначные современные произведения искусства)