Найти в Дзене

«Кошмарные двухлетки». 5 признаков и рекомендаций, как справиться с кризисом.

Оглавление

Слышали о таком явлении? Или может быть прямо сейчас у вас в семье завёлся такой кризисующий человечек?

Родители малышей часто сталкиваются с непростой фазой в развитии детей, известной как кризис двух лет, или «ужасные двухлетки». Ужасное, невыносимое состояние и для крохи, и для взрослых… Кризис может стартануть неожиданно в любой из дней на втором году жизни.

Этот период может быть полным капризов, истерик и неожиданных эмоциональных всплесков. В первой части статьи мы рассмотрим признаки этого кризиса, а во второй - способы, как можно помочь ребёнку и себе пройти через это испытание.

Признаки кризиса двух лет:

1. ЧАСТЫЕ ИСТЕРИКИ

Одним из наиболее характерных признаков кризиса двух лет являются частые истерики. Они могут проявляться внезапно и быть очень интенсивными. Ребенок может начать плакать, кричать или даже кататься по полу из-за, казалось бы, незначительных причин. Исследования показывают, что истерики в этом возрасте являются нормальной частью развития и связаны с эмоциональным и когнитивным ростом. Доктор Чарльз Ньокиктьен, психолог изучающий поведенческие особенности детей, отмечает:

«Истерики – это способ, которым дети учатся управлять своими эмоциями и выражать свои потребности».

Звучит страшно, выглядит ужасно, но оказывается это нормально…

2. ОТКАЗ ОТ ПОМОЩИ И ПОПЫТКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В возрасте около двух лет дети начинают стремиться к большей независимости. Они могут отказываться от помощи родителей в таких задачах, как одевание, кормление. Это желание самостоятельности часто приводит к конфликтам и фрустрации, когда ребенок не может справиться с задачей самостоятельно, но и помощь принимать не хочет. В этом месте можно замедлиться и предоставить ему время справится самому, возможно ненавязчиво и мягко подсказывая, без излишнего давления.

3. ПЕРЕПАДЫ НАСТРОЕНИЯ

Перепады настроения – еще один признак кризиса двух лет. Ребенок может быть веселым и спокойным в один момент и внезапно стать раздражительным или плаксивым в следующий. Это связано с тем, что дети в этом возрасте еще не научились эффективно управлять своими эмоциями и часто реагируют импульсивно.

4. НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ!

В этом возрасте дети часто используют слово «нет», чтобы выразить свое несогласие. Они могут протестовать против предложений или требований родителей, стремясь отстоять свою независимость и контролировать свою жизнь. Этот этап очень важен для развития личности ребенка и его чувства собственного достоинства.. Если его "нет" не критично для вас, можно принять это и ничего не делать. Например отказался есть, но может поесть позже. Если "нет" имеет ключевое значение, например нет на отказ ехать к врачу, тогда можно действовать обходными путями: "Я поняла ты не хочешь и уважаю это" (как бы принять это). И потом: "Мне нужно ехать, это важно, я не могу оставить тебя одного дома, поэтому ты со мной". И мягко, но решительно помогаем малышу собраться без резких окриков и требований.

5. ЖЕЛАНИЕ ВСЁ ПОТРОГАТЬ И ПОПРОБОВАТЬ.

В возрасте двух лет дети стремятся исследовать мир, и часто это включает в себя странные желание, вроде поесть песка или залезть в розетку. Малыши могут проигнорировать запреты родителей, одержимые познавательным интересом и ведомые исследовательским духом. Могут ставить под сомнение запреты родителей, исследуя границы дозволенного.

Как помочь ребенку успокоиться.

1. СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ…

Когда ребенок в истерике, важно сохранять спокойствие. Родители являются примером эмоциональной устойчивости. Глубокое дыхание и мягкий голос помогут ребенку понять, что все под контролем и что его эмоции валидны, но ими можно управлять. Если малыш упал и валяется, сначала смотрим чтобы рядом не было опасных предметов, игрушек с острыми краями. Убираем все опасности. Затем внимание на себя. Успокаиваем сначала себя- вы не виноваты в кризисе, это не значит что вы плохой родитель. Затем уже ребёнка.

2. РЕЖИМ.

Дети чувствуют себя безопаснее и спокойнее, когда их день структурирован. Установление предсказуемой рутины помогает снизить уровень стресса и уменьшить количество истерик. Регулярное время для сна, еды и игр создает ощущение стабильности, упорядоченности.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫБОРА

Дайте ребенку возможность выбирать из нескольких вариантов. Лучше из 2-ух. Это помогает ему почувствовать себя важным и контролировать ситуацию. Например, можно предложить выбрать между двумя вариантами одежды или игрушек. Доктор Лора Маркхэм, эксперт по детской психологии, утверждает:

«Предложение выбора позволяет детям почувствовать контроль над своей жизнью, что уменьшает количество конфликтов и истерик».

4. ИГРА И АКТИВНОСТЬ

Игра является важным способом, как дети могут выразить свои эмоции и снизить стресс. Если ребёнок склонен к какой-то деятельности, которую вы не одобряете, например бросать предметы или рисовать на стенах, важно предоставить ему возможность реализовать ту же самую потребность, но приемлемым для вас способом. Рисующему на стенах предоставить ватман (кусок обоев) на стене или полу. Любителю бросать, предметы, которые можно безопасно бросать в корзину или коробку. Малышу объясняем что мы не бросаем цветочный горшок с подоконника, но можно бросить мяч или мишку в корзину. И показывайте пример, начните эту игру вместе. Тоже самое касается и других потребностей. Это время для родительского творчества. Приходится буквально на ходу выдумывать "дублирующие" занятия под потребности крохи.

5. ЭМПАТИЯ И ПОНИМАНИЕ

Проявление эмпатии и понимания к эмоциям ребенка помогает ему почувствовать, что его слышат и понимают. Подтвердите его чувства словами: «Я понимаю, что ты злишься, потому что хочешь сам надеть куртку». Это помогает ребенку развить эмоциональный интеллект и научиться выражать свои чувства словами, а не истериками.

Кризис двух лет – это важный этап в развитии ребенка, который может быть сложным и для родителей, и для малышей. Понимание причин этого поведения и использование эффективных стратегий поможет сделать этот период менее стрессовым и более продуктивным. Родители должны помнить, что терпение, любовь и поддержка играют ключевую роль в помощи ребенку справиться с его эмоциями и развиваться.