Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Не пропустите! Одна из лучших выставок Москвы летом 2024 – “Ars Sacra nova. От мифа к символу”

Где: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына Адрес: Москва, улица Нижняя Радищевская, 2 До: 15 сентября 2024 За толпами туристов и гостей столицы в Новой Третьяковке на выставке “Васнецовы. Связь поколений” невозможно отличить Алёнушку от Ивана Грозного, огромное количество людей в арт-пространстве ГЭС-2 пытаются что-то разглядеть в “Чёрном квадрате” Малевича, меж тем практически пусто на одной из лучших выставок Москвы лета 2024. Я говорю об «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-х годов. Живопись, графика, скульптура, предметы ДПИ, фотография, архивные документы» в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Вы сможете спокойно насладиться работами Льва Бакста, Ивана Билибина, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Павла Корина, Михаила Нестерова, Николая Рериха, Алексея Щусева, а также открыть для себя новые имена. Особая ценность этой выставки и в том, что п

Где: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Адрес: Москва, улица Нижняя Радищевская, 2

До: 15 сентября 2024

Борис Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1946. Холст, масло. Частная коллекция.
Борис Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1946. Холст, масло. Частная коллекция.

За толпами туристов и гостей столицы в Новой Третьяковке на выставке “Васнецовы. Связь поколений” невозможно отличить Алёнушку от Ивана Грозного, огромное количество людей в арт-пространстве ГЭС-2 пытаются что-то разглядеть в “Чёрном квадрате” Малевича, меж тем практически пусто на одной из лучших выставок Москвы лета 2024. Я говорю об «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-х годов. Живопись, графика, скульптура, предметы ДПИ, фотография, архивные документы» в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.

Вы сможете спокойно насладиться работами Льва Бакста, Ивана Билибина, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Павла Корина, Михаила Нестерова, Николая Рериха, Алексея Щусева, а также открыть для себя новые имена.

Особая ценность этой выставки и в том, что практически все представленные картины – из частных коллекций, другого шанса их увидеть может и не представиться.

Лев Бакст Эскиз декорации третьего акта трагедии Г.д'Аннунцио "Федра" 1923 Бумага на картоне, акварель, гуашь, гранитный карандаш Частная коллекция
Лев Бакст Эскиз декорации третьего акта трагедии Г.д'Аннунцио "Федра" 1923 Бумага на картоне, акварель, гуашь, гранитный карандаш Частная коллекция

Выставка посвящена искусству рубежа XIX и XX веков, эпохе коренных перемен и предчувствия надвигающихся катастроф.

Павел Корин Александр Невский 1940-е -1950-е картон, масло Частная коллекция
Павел Корин Александр Невский 1940-е -1950-е картон, масло Частная коллекция

Это время напряженного духовного поиска в искусстве, идеализации исторического прошлого, возвращения к религиозно-нравственным истокам.

Художник Дмитрий Стеллецкий будучи в эмиграции, писал так: «…только изучая художественное наследие предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту».

“Ars Sacra nova” с латыни переводится как священное новое искусство. Термин “sacra” (“сакральное”, “священное”) относится ко времени, когда художники переосмысливали русское средневековое искусство и, опираясь на него, создавали свои “мифы и символы”.

Иван Билибин. Бой со Змеем Горынычем. Иллюстрация для сборника «Сказки избы». 1931. Тушь, перо. Коллекция М.В. Сеславинского
Иван Билибин. Бой со Змеем Горынычем. Иллюстрация для сборника «Сказки избы». 1931. Тушь, перо. Коллекция М.В. Сеславинского

Сказки, былины и мифы, реальные исторические личности и события, жития святых вдохновляли художников на создание полотен.

Посетители выставки смогут взглянуть на историю нашей страны через призму восприятия живописцев, графиков и скульпторов.

Сергей Коненков. Гений. Начало ХХ в. Дерево. Частная коллекция.
Сергей Коненков. Гений. Начало ХХ в. Дерево. Частная коллекция.

Символисты мифологизировали историю, создавая свои символы как чувственную форму идей.

Наталия Гончарова. Рождество Богородицы. 1909-1910. Бумага, карандаш, акварель. Частная коллекция.
Наталия Гончарова. Рождество Богородицы. 1909-1910. Бумага, карандаш, акварель. Частная коллекция.

Искусство становится зеркалом души художников, они ищут неизведанного, запредельного, пытаются все превратить в обобщение, в символ. Они верят в Тайну, их привлекает эзотерика, и символика в картинах становится чем-то отсылающим к потустороннему миру.

Михаил Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1933. Холст, масло. Коллекция Российского национального музея музыки.
Михаил Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1933. Холст, масло. Коллекция Российского национального музея музыки.

Картины больше нельзя прочитать как историю, их нужно разгадывать, попадая тем самым из реального мира в метафизический.

Пётр Фатеев Так говорил Заратустра. 1960. Бумага, гуашь. Частная коллекция.
Пётр Фатеев Так говорил Заратустра. 1960. Бумага, гуашь. Частная коллекция.

Символистское произведение не имеет один бросающийся в глаза смысл, у него много подтекстов. Вам кажется, что вы уже нашли ключ к этой загадочной двери и открываете её, а за ней находите несколько других дверей. Причем однозначно правильных ответов здесь нет, у вас как у зрителя есть свобода интерпретации. И это еще одно уникальное свойство экспозиции в Доме русского зарубежья: Вы, конечно, можете взять экскурсию, но не менее интересно посмотреть эти картины самому и просто попытаться их услышать, потому что символисты обращаются в первую очередь к Вашему слуху и сердцу.

Раиса Флоренская Блудный сын Бумага, темпера Коллекция семьи Флоренских
Раиса Флоренская Блудный сын Бумага, темпера Коллекция семьи Флоренских

Воображение – важная категория для символистов. Они стремились выразить в искусстве интуитивное проникновение в ирреальное, будь то мечта, сон, легенда, былина, сказка или миф.

Леонид Браиловский. У стен Кремля. 1920-1940-е. Дерево, темпера. Коллекция Дома русского зарубежья им. А. Солженицына.
Леонид Браиловский. У стен Кремля. 1920-1940-е. Дерево, темпера. Коллекция Дома русского зарубежья им. А. Солженицына.

Вот работа, которая впервые экспонируется в нашей стране – «У стен Кремля» Леонида Браиловского. Около 80-ти лет она хранилась в фондах Ватикана, где была мастерская художника. В 1933 году он основал в Ватикане Музей русского религиозного зодчества при Конгрегации восточных церквей.

Леонид Браиловский Пётр и Феврония 1920-е доска, масло Частная коллекция
Леонид Браиловский Пётр и Феврония 1920-е доска, масло Частная коллекция

Я обещала вам открытие новых имен на этой выставке. Когда вы будете смотреть на картины Александры Коноваловой, то в первую очередь вспомните Михаила Врубеля. Действительно, молодая художница брала уроки у мэтра.

Александра Коновалова. Ангел в облаках. 1907. Бумага, акварель. Частная коллекция.
Александра Коновалова. Ангел в облаках. 1907. Бумага, акварель. Частная коллекция.

Она не только училась у Врубеля, но и помогала художнику в изготовлении его декоративных панно, исполняя черновую часть заказов. В её работах легко угадываются врубелевские черты, вот только писала она не демонов, а ангелов.

Александра Коновалова Ангелы 1910-е Бумага, акварель Частная коллекция
Александра Коновалова Ангелы 1910-е Бумага, акварель Частная коллекция

Акварели Александры Коноваловой – порождение русского символизма и русского модерна, в которых присутствует ощущение нераздельности реального и инфернального.

Александра Коновалова Для чего в мой черный город, Ты Младенца привела? 1906 Бумага, акварель Частная коллекция
Александра Коновалова Для чего в мой черный город, Ты Младенца привела? 1906 Бумага, акварель Частная коллекция

А эта работа - парафраз из стихотворения Александра Блока «Ты проходишь без улыбки» (Богоматерь в городе), 1905 г.:

Я стою в тени портала,
Там, где дует резкий ветер,
Застилающий слезами
Напряженные глаза.
Я хочу внезапно выйти
И воскликнуть: «Богоматерь!
Для чего в мой черный город
Ты Младенца привела?»

Александра Коновалова Хоровод у реки 1910-е Бумага, акварель Частная коллекция
Александра Коновалова Хоровод у реки 1910-е Бумага, акварель Частная коллекция

А в этой акварели, полагаю, вы узнали мотив “Танца” Анри Матисса, который был заказан художнику московским коллекционером Сергеем Щукиным для парадной лестницы в своем особняке. Работы и Матисса, и Коноваловой относятся к 1910 году. Тема танца обнаженных взявшихся за руки людей ранее появляется у Матисса в картине «Радость жизни» и, очевидно, отсылает нас к гораздо более раннему произведению - Лукаса Кранаха Старшего «Золотой век» (1530 г). Термин “золотой век” происходит из античности, это представление о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества.

Александра Коновалова. Сбор урожая. 1900-е. Бумага, карандаш. Частная коллекция.
Александра Коновалова. Сбор урожая. 1900-е. Бумага, карандаш. Частная коллекция.

Согласно древнегреческому поэту Гесиоду, первое поколение людей, жившее при правлении верховного бога Кроноса, испытывало только блаженство. Земля сама давала урожаи, люди не знали труда и горя. Они не старели и умирали, а превращались в добрых духов. Затем пришёл серебряный век, потом - медный. Каждая новая эпоха приносила всё большие тягот и бедствий. Мы живем в век железный, но не будем о грустном…

У Александры Коноваловой сложная судьба, в 1934 г. опасаясь репрессий, она сама вызвалась поехать на Чукотку с целью запечатлеть быт коренных жителей. В чукотском периоде творчества художницы неизбежно проступают черты главенствующего тогда направления в живописи - соцреализма. Эпоха символизма безвозвратно ушла, но мифы, традиции и шаманские обряды интересовали художницу куда больше, чем реальный быт аборигенов.

Борис Смирнов-Русецкий Атлантида 1950-е холст, масло Частная коллекция
Борис Смирнов-Русецкий Атлантида 1950-е холст, масло Частная коллекция

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий говорил: «Символ – это через земное представление выразить надземное…, через внешние формы искусства раскрыть более глубокое, бесконечное… через преходящее – вечное». В своих воспоминаниях художник пишет: "На моём творческом пути, охватившем более семидесяти лет, было немало трудностей, страданий, даже безысходности. И лишь радость ожидания великого будущего, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться. Теперь в конце жизни я чувствую, что и творил, и одолевал невзгоды не напрасно!"

Борис Смирнов-Русецкий. В горном Ашраме. 1928. Холст, масло. Частная коллекция.
Борис Смирнов-Русецкий. В горном Ашраме. 1928. Холст, масло. Частная коллекция.

Смирнов-Русецкий был не только художником, но и общественным деятелем, ученым, кандидатом технических наук. Он состоял в группе художников-космистов «Амаравелла» («Берег бессмертия»). Борис Алексеевич был арестован в 1941 году, он получил за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н. К.» десять лет исправительно-трудовых лагерей.

Николай Рерих. Великаны. Эскиз фриза. Первая половина 1900-х. Бумага, тушь, перо, акварель. Частная коллекция.
Николай Рерих. Великаны. Эскиз фриза. Первая половина 1900-х. Бумага, тушь, перо, акварель. Частная коллекция.

И тем не менее Рерих всегда оставался Учителем для Смирнова-Русецкого. Вначале это было знакомство с творчеством великого мастера и восхищение его картинами, затем знакомство с его философским учением, близкое самому Смирнову-Русецкому.

Николай Рерих. Уходящий век. 1910-е. Доска, масло. Коллекция семьи Липницких.
Николай Рерих. Уходящий век. 1910-е. Доска, масло. Коллекция семьи Липницких.

Мне очень понравилось одно из любимых выражений художника: «Человек сам подготовляет свои встречи».

Борис Смирнов-Русецкий. Луна и Солнце. 1926. Бумага, акварель. Частная коллекция.
Борис Смирнов-Русецкий. Луна и Солнце. 1926. Бумага, акварель. Частная коллекция.

И еще одно высказывание Смирнова-Русецкого, которое великолепно характеризует атмосферу выставки “От мифа к символу”: “То, что сказал Достоевский: «Красота спасёт мир», Рерих дополнил: «Осознанная красота спасёт мир». Красота неосознанная пропадает для тех людей, что не успели её осознать. И произведение искусства должно говорить человеку, способному принять его, – это принцип сопереживания. Не просто искусство – как информация, а сопереживание…Я пытался исключить тёмные силы из своих картин. Человечество должно видеть светлые маяки. Болезнь планеты должны лечить человеческая Красота и Добро».

Борис Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель. 1950-е. Бумага, пастель. Частная коллекция.
Борис Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель. 1950-е. Бумага, пастель. Частная коллекция.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

Шедевральные маршруты

#Дом_русского_зарубежья #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Ars_Sacranova._От_мифа_к_символу #От_мифа_к_символу