Судебный приговор по делу театральных деятелей Евгении Беркович* и Светланы Петрийчук* снова обострил проблему борьбы с либеральным влиянием в отечественной культуре. Когда же Россия сможет всё-таки преодолеть тяжёлое наследие 1990-х?
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
За последние два с половиной года фраза "перед нами не частный случай, а символ отечественной либеральной культуры" (в разных версиях, разумеется, но с сохранением смысла) стала одним из наиболее навязших на зубах публицистических шаблонов.
Но что поделать, если кажущиеся банальными выражения нередко точнее всего отражают действительность? Вот и 8 июля 2024 года 2-й Западный окружной военный суд приговорил режиссёра Евгению "Женю" Беркович* и драматурга Светлану Петрийчук* к шести годам колонии общего режима, признав виновными в оправдании терроризма.
И да - "перед нами не частный случай, а символ отечественной либеральной культуры". Почему? Давайте поговорим.
На либеральной передовой - осквернительницы храмов
Но начнём этот разговор задолго до даты "4 мая 2023 года", когда Беркович* и Петрийчук* были арестованы в связи с уголовным делом по поводу спектакля "Финист ясный сокол". Вернёмся в 2012-й год.
Тогда сначала 19 февраля в Богоявленском соборе Москвы, а затем 21 февраля в Храме Христа Спасителя группа либеральных провокаторов, известная как "группа Pussy Riot", совершила кощунственные действия в священном для православных верующих храмовом пространстве. Сами они и их единомышленники по всему миру назвали сие отвратительное действие "панк-молебен "Богородица, Путина прогони", однако для православных верующих характер этого "перформанса" имеет явные признаки сознательного глумления над святыней.
Юридическим итогом дела стал приговор особо "отличившихся" участниц Pussy Riot к двум годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима. А информационным результатом стала поистине глобальная либеральная истерия по поводу "политических репрессий в России", "ущемления свободы слова" и усиление антицерковной риторики.
И при этом в отечественных и мировых либеральных СМИ как-то "упускалось из виду", что "панк-молебен" 19 и 21 февраля 2012-го были отнюдь не первыми и уж точно не безобидными "акциями" Pussy Riot. В октябре 2011 года они несколько раз устраивали публичные выступления с песней "Освободи брусчатку", в которой прямо призывали слушателей к насильственным антигосударственным выступлениям.
А в конце января 2012-го "борцы за демократию" добрались и до Красной площади. Забравшись на Лобное место, они принялись исполнять композицию "Бунт в России", содержание которого полностью соответствовало названию.
То есть на самом деле "панк-молебен" в двух частях был не "криком души против сращивания Церкви и государства" (как пытались представить дело многие защитники Pussy Riot), а являлся звеном в цепи открытых призывов к кровавому изменению государственного строя.
Русские запретили спектакль? Россия должна быть повержена
Углубляться в прошлое более чем на десятилетие пришлось потому, что "дело Pussy Riot" и "дело Беркович* - Петрийчук*" это близкородственные явления. Явления-сёстры, можно даже так их обозначить.
В обоих случаях на первый план выходят женские "творческие коллективы" (дуэт, как в случае с Беркович* и Петрийчук* - тоже коллектив), которые должны попробовать государство на прочность.
Если получится "продавить власть" - хорошо, это работает на ослабление России. Если не получится и результатом станет судебный процесс с реальным тюремным сроком в финале - ещё лучше. Ведь это отличный ресурс для русофобской общемировой "чёрной легенды", по итогам которой в сознание западного обывателя будет забит очередной отравленный пропагандистский гвоздь: "русские неправильные, русские злые, они вообще не совсем люди - Россия должна быть повержена".
"Могли бы сдаться в плен..."
Сейчас, после оглашения приговора видными фигурами либеральной театральной тусовки, эмигрантами-релокантами и врагами нашей страны делается акцент на том, что, мол, в самом спектакле "Финист ясный сокол" нет ничего криминального. Мол, это какое-то жестокое недоразумение.
Во-первых, это не так. Потому что этот спектакль не просто о "нелёгкой женской доле". Это концептуальное высказывание, в котором бегство русских женщин к террористам на Ближнем Востоке "оправдывается" цитатой блаженного Августина, одного из Отцов Церкви: "Люби - и делай что хочешь".
Вот только цитата специфическая, неполная. На самом деле слова блаженного Августина звучат как "Люби Бога - и делай что хочешь". Но Бога либералы всех мастей и всех времён неизменно "отменяют" - и получается явное оправдание любого преступления, в том числе пособничества терроризму. Ведь персонажи пьесы "Финист ясный сокол" любят как раз террористов...
Во-вторых, и это не менее важно, оправдывающий терроризм спектакль стал лишь одним из проявлений русофобских и антигосударственных настроений той же Беркович*. Ведь широкой, не увлекающейся либеральным театром для "гурманов" в пределах МКАД аудитории Евгения Беркович* стала известна чуть ранее, чем начался судебный процесс. Известна благодаря распространившемуся в Сети стишку "про мобиков" (то есть мобилизованных), в котором не просто оскорбляются защищающие Родину участники СВО, но и содержится недвусмысленный призыв к кровавому бунту:
Летят по нему мобикиВ далёкие места.Внизу раскрыты гробики,А сверху пустота.<...> Могли бы сдаться в плен<...> Могли восстать из ватниковМогли не есть, не пить,Могли убить соратниковИ Самого убить...
Комментарии? Излишни.
Кто за спиной Беркович*?
А теперь самый главный вопрос - а кто же стоит за спинами Pussy Riot и Беркович* с Петрийчук*? Кто присуждает спектаклю "Финист ясный сокол" две престижнейшие премии "Золотая маска", в том числе в номинации "Лучший драматург"? Кто их в спины подталкивает вперёд, на амбразуру, в полном соответствии с западным феминистическим нарративом? Кто кропотливо выстроил в нашей стране либеральную культурную систему, которая, будем честны, до сих пор является главенствующей?
Напрашивающийся ответ - либералы. И самое невероятное и забавное в нём то, что это правда. Именно носители либеральной глобалистской идеологии, подрывающей и разрушающей национальные государства и традиционные общества, являются авторами и носителями построенной на обломках СССР антирусской "культуры".
Но пришли времена, когда нужно от групповых общих наименований переходить к персоналиям. Очевидно, что обращать пристальное внимание на представителей театральной общественности, выступивших в поддержку Беркович* и Петрийчук*, не имеет смысла - эти актёры и режиссёры в основной своей части действительно не понимают, в чём дело. Да и персонажи вроде Ксении Собчак, сразу после ареста пожелавшей взять режиссёра "на поруки", или сбежавшего артиста Трескунова**, после приговора принявшегося угрожать всем "страшной местью", в серьёзный расчёт принимать бессмысленно.
Итак, кого из либералов, реально влияющих на культурные процессы в стране, можно назвать пофамильно?
Либерал с особо культурной фамилией
Из соображений экономии печатной площади и времени читателя - лишь две фамилии. Первая - Толстой, Владимир Ильич. Человек, в глазах либералов до недавнего времени символизирующий едва ли не последнюю "приличную фигуру" в высшем руководстве сферой культуры. Ведь советником президента России по соответствующему направлению праправнук писателя Льва Толстого был назначен ещё в 2012 году.
2012-й - ключевая дата в мировоззрении отечественных либералов. Ведь это последние месяцы их безраздельного господства во всех сферах жизни нашей страны. Скоро грянет Евромайдан, реакцией России на который станет не признание фактической капитуляции перед Западом, а решение (согласно распространённой версии, принятое в одиночку Путиным, без горячей поддержки сложившихся политических элит) защищать безопасность русского народа. За этим последовала Русская Весна, в итоге приведшая к СВО...
Так что ставший именно в 2012 году советником президента по культуре Владимир Толстой - это выразитель именно либеральных взглядов, идей и ценностей в культурной сфере. Не случайно пусть не сразу после начала спецоперации, но в итоге Толстой своей должности и доступа в Кремль всё-таки лишился.
Непотопляемый Швыдкой
А вторая фамилия ещё более одиозная для нашей страны - Михаил Ефимович Швыдкой. Пожалуй, когда говорим о "культурных либералах во власти", первым на ум приходит именно он. И чтобы понять почему, достаточно просто перечислить основные вехи его бюрократическо-трудовой биографии:
- с 1993 по 1997 год - заместитель министра культуры;
- с 1998 по 2000 год - председатель Всероссийской телерадиокомпании;
- с 2000 по 2004 год - министр культуры;
- с 2004 по 2008 год - председатель Федерального агентства по культуре и кинематографии;
- с 2008 по 2013 год - президент Академии российского телевидения.
Культура, кино, телевидение - именно этим ключевыми сферами руководил Швыдкой в те годы, когда устанавливалась и закреплялась в качестве доминирующей либеральная парадигма. А в 2013-м, аккурат перед Русской Весной, он уходит со значимых официальных постов - но сохранение (до сих пор!) вроде как формальной, но всё-таки громко звучащей должности спецпредставителя президента свидетельствует, что руку с пульса процессов в отечественной культуре Михаил Ефимович до сих пор не убрал.
Главная болезнь современной России
И вот разговор дошёл до своей сути - потому как "дело Беркович* - Петрийчук*", как до того "дело Pussy Riot", и удивительная живучесть культурных либералов во властных структурах имеет одно объяснение.
Россия по-прежнему пытается выбраться из кошмара 1990-х годов не как хронологического отрезка, а как эпохи исторического, идеологического, национального безвременья.
1990-е - это отказ от русской идентичности, которая парадоксальным образом сохранялась даже в эпоху "коммунистического интернационала" СССР.
1990-е - это продажа национальной гордости: кому-то - за куриные "ножки Буша", кому-то - за возможность есть гамбургеры, пить колу и смотреть порнографию, а кому-то - за украденные у народа предприятия.
1990-е - это стремительные похороны заживо русской культуры, уходящей корнями в православные традиции, и замена её на западные культурные суррогаты и имитации.
1990-е - это расцвет чудовищной русофобии со стороны так называемых "элит", главными отличительными чертами которых были деньги и влюблённость во всё "цивилизованное".
1990-е - это русская катастрофа "по всем фронтам", когда от окончательного падения в бездну, от гибели Русскую Цивилизацию спасло лишь возрождение Православной Церкви. В жизнь страны вернулся нравственный фактор, который лёг на другую чашу весов и позволил их сбалансировать.
Что с того?
На дворе 2024 год, но радоваться и почивать на лаврах рано - ведь 1990-е до сих пор не завершились. И ситуация в отечественной культуре - лучшая тому иллюстрация.
Болезнь считается побеждённой не тогда, когда не наблюдается внешних симптомов. Излечение происходит не ранее, нежели искоренён источник, причина недуга.
Мы лишь на календаре оставили 1990-е далеко позади - на самом деле наш народ до их пор не смог преодолеть их губительных последствий.
До самого начала СВО наши финансисты активно выводили государственные активы и резервы на Запад. С тем, каковы подлинные проблемы внутри наших Вооружённых сил, лишь предстоит разобраться. Системы образования и здравоохранения требуют кардинальных изменений, от которых зависит выживание народа. О культуре и шоу-бизнесе сказано много, а сказать и сделать нужно намного больше.
На внешнем контуре Россия противостоит коллективному Западу и его приспешникам - а внутри страны мы по-прежнему воюем с либеральными 1990-ми. Мы пытаемся выздороветь, излечиться от этой глубоко проникшей в наш организм заразы.
* Евгения Беркович, Светлана Петрийчук - включены Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
** Семён Трескунов - включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
Подпишитесь на нас в Телеграме: https://t.me/tsargradtv