Найти в Дзене
Белановский ЮС

О "традиционных ценностях" и о том, как ценности становятся частью жизни

В российском законодательстве с недавнего времени зафиксированы "традиционные ценности" которые, будучи зафиксированными на бумаге, мне как христианину, близки и понятны. Какие это ценности? Вот цитата: "К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России".

Немного странно, что список такой разношерстный и, как мне кажется, указанные ценности принадлежат разным категориям (не знаю, как это недоумение лучше выразить). Странно и то, что некоторые ценности могут интерпретироваться очень широко. Но этот вопрос я оставлю за скобками.

Я хочу сказать о том, что меня тревожит. Я не раз видел, когда ценности превращались в идеологию, своего рода прокрустово ложе в руках тех, кто оценивает других, но сам лишь декларирует, не проживает эти ценности, а пытается внедрить их безответственно в жизнь других людей, без доверия и свободы, часто методами, противоречащими самим этим ценностям. В результате лишь дрессируются и унижаются люди, в их сердцах поселяется страх, а в жизни появляется лицемерная демонстрация приверженности ценностям.

Помню, как пришел в одно учебное заведение по работе. Это был понедельник. Учащиеся стояли строем для поднятия флага. Я стал невольным свидетелем истерического крика учительницы перед этим торжественным мероприятием на ученицу, которая надела не тот наряд, какой хотелось бы учительнице. Девушка была унижена прилюдно. Но еще больше унизила себя учительница, показав, что вышеназванные ценности никоим образом не касаются ее жизни и ее отношений с учениками.

Про жизненные ценности человека я думаю так. Если нечто является понятием с которым человек согласен или не согласен, то это не более, чем умозрительное понятие. Ценности представленные в виде списка - не более, чем список понятий.

Жизненные ценности - это то, что влияет и, в свою меру, определяет человеческий выбор и действия человека. Это то, чем человек руководствуется.

В этом смысле говорить о жизненных ценностях для человека всерьез возможно, только в педагогическом и психологическом контексте, а не в философском и тем более не в правовом. Философский контекст действительно определяет понятийный аппарат, но слишком часто философские конструкции (как бы они не нравились кому-то) не имеют никакого влияние на жизнь людей, оставаясь в лучшем случае красивой умозрительной формулой или структурой, а в худшем - системой требования к другим, системой оценки других.

Ценности в жизни человека - это то, что дорого человеку, что притягивает человека, давая ему возможность свободно следовать за ними, определяя путь и предпринимая шаги. При этом конкретная ценность - это нечто общее и цельное, а жизненных ситуаций невероятное множество. Поэтому, на самом деле приходится не только руководствоваться ценностями в каждой отдельной ситуации, но и действовать применимо к ситуации. А это невозможно, если ценности для кого-то лишь поверхностная декларируемая часть жизни.

Ценности - не есть что-то оторванное от общей жизни, не некая часть, не некая линия поведения, не какие-то действия. Ценности это то что влияет, так или иначе на всю жизнь человека и в ширину в глубину человека. Ценность можно уподобить некоему центру силы, вокруг которого и с учетом которого строится жизнь человека (как сила тяготения, благодаря которой планета вращается вокруг звезды). Ценностей может быть много, как звезд, которые в свою меру влияют на траектории планет.

Ценности - это то, что проживается каждым человеком ответственно, а не то, что сидит в голове (мысль, идея и т.п.). Каждый несет ответственность за свои выборы и дела перед собой (своей совестью), перед другими и перед Богом. Ответственность, в свою очередь, не берется никак, кроме, как свободно и лично. Ответственность не может быть взята на основании насилия и унижения или в результате деклараций.

Выборы человека, его поступки требуют усилия воли, ориентированной на ценности. Следование ценностям - это большой труд, который не может быть предпринят ради пустышек или чего-то, с чем человек не согласен.

Ценности не появляются в жизни человека с рождением. Поэтому, когда мы говорим о некоем наборе ценностей, сколько бы их ни было, где бы они не были записаны, мы должны понимать педагогический механизм передачи и психологический механизм усвоения жизненных ценностей, чтобы в конечном счете некто действительно ими руководствовался в своей жизни без внешней подсказки.

Получается, что жизненные ценности - это то, что дОлжно приниматься каждым человеком свободно, и в результате как-то прививаться к ткани его жизни. Педагогика говорит только об одном механизме передачи и привития ценностей - это совместное переживание и проживание ценностей вместе с "значимым взрослым" (будь то родители, педагоги, наставники, друзья и т.п.). Через соучастие, размышления, наблюдение моделей поведения, через пробы и ошибки, осмысление, через результат проживания, связанный с этими ценностями, мало помалу ценности прививаются и становятся собственными. Именно на это (и только в контексте сказанного) могут быть направлены усилия тех, кто стремится, чтобы "традиционные ценности" прививались в жизни человеков.