Модная индустрия — одна из немногих областей, где предпочтение отдаётся женщинам. Так сложилось, что модой куда в большей степени интересуется прекрасная половина человечества. Мужской моделинг всегда немного в тени, и быть может поэтому его окружают весьма стойкие мифы.
Миф 1. Не мужское это дело
Несмотря на повестку, провозглашающую свободу от вредных стереотипов, в российском обществе отношение к мужчинам-моделям всё ещё предвзятое. Для женщины демонстрировать одежду, украшения, обувь, средства для ухода за телом не считается зазорным. А мужчина — мужчина слишком серьёзен, чтобы часами позировать перед камерой или дефилировать по подиуму. Многие полагают, что все парни-модели — или клинические нарциссы (хотя бросаться подобными диагнозами, мягко говоря, неосмотрительно), или изнеженные маменькины сынки (хотя таких персонажей полно и в любой другой сфере). На самом деле в модельном бизнесе много адекватных мужчин, которые знают, чего хотят, удовлетворяют амбиции, получают удовольствие от результата и работают не меньше и не легче, чем рабочий у станка на заводе.
Кроме того, если копнуть чуть глубже, станет очевидно, насколько мы привыкли к двойным стандартам, которые буквально встроены в наше мировоззрение, так что нам и в голову не приходит задаться вопросом, а нет ли здесь подвоха. Что главное в модельном бизнесе? Вызвать у людей желание ассоциировать себя с представленным образом. Почему мы покупаем то, что носят модели на подиумах, на фото в модных каталогах и в видеороликах? Потому что нам хочется быть такими же, как эти мужчины и женщины. Сексуальными. Желанными. Соблазнительными. Можно добавить: уверенными в себе, успешными, социально одобряемыми. Однако в конечном счёте всё так или иначе сводится к привлекательности. В глобальном смысле мода основана на объективации, а если конкретнее — на сексуализации моделей. Вот только к сексуализации женщин все как-то привыкли и вопросов не задают. А когда дело касается мужчин — у многих из нас возникает искренний протест: это ниже мужского достоинства! Но что, если корень проблемы вовсе не в гендере, а в самом отношении индустрии к личности?
Другая версия этого мифа звучит примерно как «красота — территория женщин». Мужчинам красивое по определению не нужно. Укладки, кремы, костюмы, ухоженный вид, маникюр, здоровая кожа и улыбка — это всё «дамские штучки». Девушки — они ведь всё равно что дети, вот и пусть забавляются. А взрослые солидные дяди снисходительно улыбаются, глядя на их милую возню. Да и потом, как гласит народная мудрость, «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны». Интересно, а пахнуть он тоже должен как обезьяна? А вести себя тогда как? Как джентльмен в облике обезьяны?.. Я вовсе не хочу сказать, что мужчинам нужно срочно научиться делать макияж. Просто очень странно, когда естественную человеческую потребность — быть опрятным, уместным и стильным — объявляют излишеством и баловством.
Миф 2. Все мужчины в моделинге — геи
Ну да, а все женщины-модели — эскортницы. Это частный случай мифа № 1, но он столь популярен, что достоин подробного рассмотрения. В гомосексуализме парней-моделей подозревают едва ли не чаще, чем в отсутствии мужественности. Как будто в окружении коллег, красивых вещей, стилистов, визажистов, фотографов, рекламных менеджеров и агентов сексуальные предпочтения мужчины начинают стремительно мутировать. На самом деле представителей нетрадиционной ориентации в этом бизнесе не больше, чем в любом другом.
Да, моделей готовят к фотосессиям и показам. Да, они используют уходовую и декоративную косметику, красят волосы, носят аксессуары, учатся правильно ходить (хотя мужское и женское дефиле существенно различаются), держать осанку и подавать себя определённым образом. Однако это не более чем профессиональные навыки, помогающие создать нужный образ. Да, существует так называемый андрогинный тип внешности, для которого характерна некая «размытость», сглаженность мужских черт в их привычном для обывателя понимании. Однако это не более чем условность, типаж, который, кстати, пользуется популярностью. Сексуальная ориентация никак не определяется профессией, так что ничего «опасного» в мужском моделинге нет. Опасны токсичные установки, ограниченность мышления и готовность видеть врага в каждом, кто отличается от большинства.
Миф 3. Парням моделинг даётся проще, чем девушкам
Это справедливо лишь отчасти. Требования к мужчинам действительно мягче. Важны рост, телосложение и лицо — красивое или выразительное. Однако если мужчина претендует на работу в мире высокой моды, требования ужесточаются. Вопреки распространённому мнению, иметь формы Аполлона вовсе не обязательно, особенно если модель участвует в показах. Дизайнерам проще разрабатывать одежду на усреднённую фигуру, поэтому моделям необходимо, чтобы их параметры соответствовали параметрам большинства обычных мужчин. По этой же причине перекачанные тела тоже не пользуются популярностью, разве что мужчина задействован в рекламе спортивных товаров. Верно и то, что возраст для моделей мужского пола — не преграда. Считается, что, в отличие от женщин, мужчины-модели с годами лишь хорошеют, и благородная седина в причёске и морщины на лице только добавляют им шарма и притягательности.
В то же время парням найти работу в моделинге сложнее. Их гонорары существенно ниже, чем у девушек, выполняющих ту же работу, даже среди топ-моделей. Возможно, по этой причине многие мужчины имеют в запасе ещё одну или несколько профессий, а моделинг — это скорее хобби, которое чаще всего неплохо оплачивается, но доход от него очень уж нестабильный. Даже если говорить о девушках — среди них немного тех, кто добивается настоящей славы и соответствующих гонораров, на которые можно безбедно жить, содержать семью и повышать квалификацию. Среди мужчин таких моделей ещё меньше.
Миф 4. В мужском моделинге нет насилия
Ох уж эта солидарность, которую так любят приписывать мужчинам и в которой напрочь отказывают женщинам! Если верить народной молве, представители сильного пола не склонны к подковёрным играм, буллингу и домогательствам — с себе подобными, конечно; это важная оговорка. Правда, на деле всё иначе. Посмотрите документальные фильмы, почитайте интервью известных и малоизвестных моделей — и вы быстро развеете этот миф. Увы, злоупотребления процветают в мужском моделинге так же, как в женском, и в нашей стране, и за рубежом. Чего только стоят нашумевшие скандалы с такими маститыми модными фотографами, как Марио Тестино, Брюс Вебер или Патрик Демаршелье, которых обвинили в сексуальных домогательствах несколько десятков человек.
Нетрудно догадаться, что обнародованные случаи — лишь верхушка айсберга. Мало кто из моделей решается на подобные заявления. Признать себя жертвой насилия, да ещё публично — стыдно и больно. Модели мирового уровня, как правило, с таким не сталкиваются, во всяком случае, на пике карьеры. Чего нельзя сказать об остальных. Начинающие или не слишком популярные модели, работающие с признанными авторитетами, часто оказываются в безвыходном положении, особенно если не являются гражданами страны, где отрабатывают контракт. Особенно если они приехали во Францию, Италию или США из Африки, Индии или Восточной Европы. Рабочую визу, проживание, обучение — всё это оплачивает агентство. Зачастую хороший контракт для модели — единственный шанс улучшить свою жизнь. И когда встаёт выбор: дать отпор распускающему руки фотографу и рискнуть карьерой или же промолчать и сделать то, что он хочет, — не у всех хватает мужества отстоять себя. Мужчины, прошедшие столь болезненный путь, рассказывают, что были совсем юными, полными надежд и восторга, ведь шанс работать с мэтром выпадает не каждый день. Так что, когда дело доходило до домогательств и непристойных предложений, многие из них терялись, недоумевали, не знали, как себя вести, некоторые и вовсе не понимали, что происходит. Парадокс этой профессии в том, что без моделей не было бы ни показов, ни модных журналов — но очень часто к этим людям относятся как к расходному материалу: на место одного миловидного мальчика всегда придут десять других, а вот культового фотографа или дизайнера заменить некем.
Как бы то ни было, каждый мужчина, пришедший в моделинг, совершает свой выбор. Главное — чтобы выбор действительно был, и ни мужчинам, ни женщинам не приходилось оправдываться за то, что они делают, и доказывать, что с ними всё в порядке.