Найти тему
Женские штучки

Зачем ребенку детский сад? Может пусть дома сидит?

Я уже отправила в детский сад троих детей. Тема довольна интересна и не однозначна, у каждого свой опыт и мнение. В нескольких статьях я постараюсь осветить на все вопросы про детский сад, возникающие у родителей.

Прежде, чем вести ребенка в сад нужно понимать:

1. Зачем ребенку нужен детский сад?

2. Как выбрать детский сад?

3. В каком возрасте идти в детский сад?

4. Как помочь ребенку подготовиться и адаптироваться в саду?

5. Почему дети часто болеют, когда начинают ходить в сад?

Для меня этот вопрос не существует, он всегда был решён в моей голове. Детям нужно ходить в садик. Детский сад нужен прежде всего маме, чтобы разгрузится, чтобы иметь время на себя, на работу, на личную жизнь. Не имеет значения при этом работает ли она или является домохозяйкой. Хотя, пожалуй, во втором варианте сад нужен маме даже больше. Кроме того, организовать все то, что происходит в саду, маме в одиночку довольно не просто. Постоянное общение с нужным количеством сверстников, режим, регулярные прогулки, физическое развитие, занятия, праздники в кругу друзей-сверстников и т.д. Но некоторые мамы так не считают. И я решила конкретно обдумать эту тему.

Посмотрим плюсы и минусы посещения детского сада.

+ взаимодействие со сверстниками, обучение взаимодействию в коллективе. Для социализации, про которую все говорят, которая означает умение общаться с другими людьми, усвоение норм и правил общества, попытку туда вписаться. Возможна ли она без сада? При определенном уровне активности мамы, да. Ну и со временем, ребенок, который выходит из дома, все равно социализируется. Но в саду это быстрее происходит. Кроме того, там создается постоянная группа, отношения ребенка с которой развиваются, выходят на новый уровень. Ребенку нужен опыт построения отношений в социуме. Он должен научиться общаться с разными детьми, учиться находить общий язык с каждым и отстаивать свою позицию, усваивать нормы и правила общества. Начинается активная сепарация.

Дети на площадке и тёти в очереди, с которыми ребенок перекинулся словами, прибывая на улице час или два, не подходят. Такое общение нельзя сравнивать с коллективом, в котором взаимодействует малыш изо дня в день. В детском саду ребенок учится выстраивать отношения без значимых взрослых. Например, на детской площадке вместе с ребенком мама принимает участие во всем его общении, опекает и контролирует его каждое движение. В группе он проявляет себя, заявляет о себе, формирует свою точку зрения. Посещать детский садик необходимо для развития правильных навыков коммуникации и поведения в социуме. Ребенок сравнивает себя с другими детьми и учится у них новому.

Развивашки тоже не могут в полной мере заменить сад, так как группы часто распадаются, дети меняются, родители просто передумали и больше уже не приводят своих малышей. Педагоги не работают на укрепление дружбы. Дети не имеют возможности просто поиграть друг с другом, например в какие-то сюжетно-ролевые игры. Бывает ребенок через год посещения таких кружков не помнит или даже не знает имен одногруппников. Тем не менее малышу нужно учится общаться. Около 4-х лет возникает потребность в общении со сверстниками, потребность дружить. Это значит, что ребенок готов поступиться чем-то привлекательным для себя, ради общения и дружбы. Важно, что учится он это делать без мамы (на развивашках или на площадке, он все же часто под маминым присмотром). Начинается активная сепарация.

Если ребенок не посещает сад, то в дальнейшем придя из дома, где он обласкан и самое долгое общение у него происходит с детьми маминых подруг, в школу, ребенок может испытывать стресс. Помимо того, что появилась новая обстановка, с него требуют дисциплины, в жизни могут появиться дети с неприятным характером, к этому он будет не готов. Долгое нахождение вне дома, тоже не привычно для домашнего малыша. Чем ребенок старше, тем сложнее принимать новые условия и раскрываться. В саду социализация проходит быстрее.

Кроме того, ребенок учится общаться и создавать отношения с другим взрослым. Этот взрослый не может посвятить все свое время ребенку, как мама, не может отвечать на все его запросы. В то же время ребенок от него зависит и вынужден выстраивать с ним отношения. Он находится рядом продолжительное время. Воспитатель — это переходный вариант между мамой и учителем. Ребенок учится общаться и создавать отношения с другими взрослыми. Ведь близкие прощают многое, в отличие от взрослых, чужих людей. Сад дает первый опыт отделения в сторону общества. Ребенок потихоньку отделяется от мамы. Воспитатель и десятки других детей позволяют ребенку сепарироваться совсем не так, как ежели бы он оставался с бабушкой или няней. Именно в это время ребенок учится мыслить себя отдельно от мамы, проживать свою жизнь рядом с ней, не сливаясь. Он расстается с мамой на день и у него там свои дела. Вечером они с мамой могут поделиться произошедшими событиями, ребенок рассказывает, как справлялся с теми или иными трудностями без нее. Это укрепляет его самооценку, развивает самостоятельность и учит выстраивать отношения с близким человеком, не находясь с ним постоянно рядом, продолжая ощущать любовь и близость.

+ некоторая доля самостоятельности, приучение к дисциплине. У воспитателя не хватает времени чтобы всех одеть, покормить, помыть и малыш быстрее осваивает навыки самообслуживания. Да, их можно получить и дома. Но не всем родителям и детям удается это обучение. В саду ребенок оказывается в ситуации, когда у воспитателя просто нет времени его одеть и основные процедуры приходится делать самому. Есть сады (монтессори), в которых детей учат самостоятельности целенаправленно (они сами накладывают себе еду, убираются, одеваются и пр.).

+ у ребенка появляется режим дня, а это значит – он уверен в будущем дне и развивается в спокойной, предсказуемой обстановке.

+ полное удовлетворение потребности ребенка в сюжетно-ролевой игре. У родителей часто просто нет времени на это.

+ достаточная активность, физкультура, прогулки, бассейн и дополнительные занятия, в некоторых садах.

+ правильное развитие способностей по возрасту, в среде знакомых людей, по расписанию и известным определенным правилам. Развитие творческих способностей. Выступления в садичных утренниках и праздниках, детки учатся не стесняться. Садовский плюс – занятия проходят в среде знакомых детей, с которыми легче выстраивать общение.

+ пока дети в саду, то мама, если не работает, может заниматься собой, своими делами. Отдыхать в конце концов. Маме нужно разгрузиться, чтобы иметь время на себя, на личную жизнь. А ребенку можно уделять более качественное время вечером.

+ детский сад — это толчок для развития эмоционального интеллекта ребенка. Он испытывает огромный спектр чувств и эмоций.

Минусы скорее составляют страхи родителей: ребенку тяжело без мамы, обидят сверстники, плохой воспитатель поругает, плохо кормят и т.д. Это сложно потому, что:

· У родителей еще нет опыта

· Поднимается тревожность

· Это первое серьезное отделение

· Активизируются собственные травмы и переживания, связанные с садом и школой.

Дети очень чувствуют мать, они на нее ориентируются и стремятся осуществлять ее желание. Неосознанно, конечно. Если мама чувствует по отношению к саду страх, неприязнь, тревогу, если ей самой сложно принять отделение ребенка, ребенок будет осуществлять ее бессознательное желание. И болеть, оставаясь тем самым дома. Ребенок усвоил такую стратегию в поведении, я болею, я не хожу в сад, я с мамой и все, как всегда. Особенно это происходит часто, если у матери внутренний конфликт: она знает, что нужно отделяться, все ходят в сад, но отпускать ребенка не хочется, одновременно она не может себе в этом признаться.

Посмотрим разные мнения подписчиков:

«Вот я не хочу, чтобы он ходил в сад государственный. А сейчас в хороший платный сад нет возможности ходить. Я работаю дома, приглашаем друзей с детьми часто. Мне удобно. Вот и стоит ли мучиться всем, расшибаться в лепешку, но водить в сад. Или сохранить спокойствие в семье для всех, быть все вместе дома».

«Когда пошла в первый класс, в нем были дети, которые в сад не ходили. Нормальные ребята, самые общительные до сих пор. И это не один человек, я таких людей 6 знаю, все очень общительные. А я ходили и что? Особой общительностью не отличаюсь».

Отвечаю: давайте так: сад – не гарантия будущей общительности. Человек существо очень адаптивное и, если нужно общаться, научится. Но для кого-то хороший сад – это мягкий способ приобрести некие социальные навыки, плюс начать процесс сепарации от родителей. Но все мы выбираем свои пути. Если вам очень дискомфортно – пожалуйста. Но важно понимать, как иначе вы поддерживаете сепарацию и обеспечиваете социализацию.

«Дочь ходила в сад с 2-х лет, сейчас 3 и резко пошла в отказ, ни в сад, ни на допы».

Мой ответ: это кризис 3-х лет просто. Там негативизм по любому поводу. Ранний поход в сад мог осложнить. Но в целом ничего страшного. Здесь самое важное ничего не менять, чем стабильнее правила, тем лучше. Просто идем в сад и все. И с истериками по этому поводу как с обычными истериками поступать. Важно: вы доброжелательны, терпеливы, спокойны и тверды.

Няня или детский сад?

Это как раз тот случай, когда после 3-х уже поздно. Няня – большая отдельная тема. Но если вкратце: общение с одним взрослым (не мамой) не может удовлетворить потребностей ребенка в этом возрасте. Существуют нюансы, конечно.