Авторская колонка Екатерины Малашенко
Группа зоозащитников в Бурятии обратилась в республиканский Верховный суд с просьбой признать недействительными несколько положений из закона по обращению с домашними животными. В частности, речь идет о норме, которая позволяет усыплять питомцев на 31-й день после отлова, если не найдены хозяева.
Верховный суд Бурятии направил запрос в Конституционный суд
Там пояснили, что ни загруженность приютов, ни дефицит бюджета не могут быть основаниями для умерщвления животных. Как минимум потому, что это противоречит принципам гуманизма, прописанным в Конституции.
Поэтому собственные правила регионы вводить не могут. И убивать, например, бродячих собак можно, только если они представляют угрозу для человека.
Наличие бездомных собак всегда вызывало в обществе негодование
Это и угроза распространения заболеваний – бешенства в первую очередь, и антисанитария – во дворах, например, где подкармливают животных, и шум, и, конечно, нападения на людей. Вот только способа решить проблему до сих пор не найдено. Одни требуют отстрела, не дожидаясь очередного проявления агрессии по отношению к детям или старикам, а другие – жалеют, подкармливают и пристраивают по мере возможности.
В нашей стране действует Федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными». Кроме того, каждый регион разрабатывает собственную программу надзора за ними.
Приюты – это дорого. Поэтому в большинстве случаев эти программы основаны на ОСВВ
ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация и возврат на улицы населенных пунктов. В идеале все бездомные собаки вакцинированы, стерилизованы и живут на улице, не представляя угрозы для человека, а из-за невозможности размножаться со временем их не остается вовсе. Но это только на бумаге.
ОСВВ фактически узаконивает бездомность. Власти, на первый взгляд, убивают сразу несколько зайцев: и с собаками разобрались, и на приютах сэкономили, и зоозащитники не возмущаются.
Однако стерилизация не гарантирует, что собака не будет агрессивной. В некоторых случаях как раз наоборот – из-за гормонального сбоя. Также остается эпидемическая угроза. Шум и грязь никуда не деваются. Да и популяция меньше не становится.
При самой масштабной попытке внедрения ОСВВ в 2000-х годах в Москве удалось стерилизовать только 25% бродячих собак, а за счет оставшихся популяция не то что не уменьшилась, а выросла в разы. Эксперимент закончился провалом, но программа осталась, и ситуация с годами стала еще острее.
Тогда в некоторых регионах власти стали принимать более радикальные меры
Например, усыплять, как в Бурятии. Меру официально закрепили в законе. За что и зацепились зоозащитники. В других регионах протестов побоялись и в законах решили ничего не писать. А проблему решать скрытно. Собак просто-напросто травят, а уменьшение популяции выдают за результат применения ОСВВ. Тем более реальную эффективность метода посчитать практически невозможно.
Получается, запрет легальной эвтаназии приводит к нелегальному истреблению собак. Жертвами в данном случае могут стать и домашние питомцы, которые случайно оказались на улице. И ответственность за их гибель нести некому.
Очевидно, что законодательство нужно менять. Но как обезопасить людей без вреда для животных?