— Геронда, а во мне есть гордость?
— Ну… есть немножко… По крайней мере, нужно, чтобы гордость оставалась в пределах допустимой нормы, «в рамках, предусмотренных законом»…
— Так что же, геронда, получается, что есть некое «допустимое количество» гордости?
Вы читаете отрывок из пятого тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Страсти и добродетели". М, Орфограф, 2021, стр.97-98
— Ну, как тебе объяснить: если немножко возгордится тот, у кого есть способности, знания, дарования, то у него есть смягчающие вину обстоятельства. Это, конечно, не значит, что гордость — хорошее дело, но, по крайней мере, какие-то оправдания у такого человека есть.
Но вот тот, у кого нет ни способностей, ни знаний, ни дарований, не имеет права быть гордым, он просто обязан быть смиренным! Если уж такой человек гордится — значит, совсем плохи его дела. Бывает, например, что обычная медсестра гордится, когда делает больному укол пенициллина и у того падает температура.
А вот Александр Флеминг, который открыл пенициллин, — насколько же он был смиренным человеком! После своего открытия он приехал в Америку, и люди встречали его аплодисментами. Он видит, что все кому-то аплодируют, и тоже стал хлопать. Хлопал-хлопал, а потом спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а кому они аплодируют?» И когда узнал, что ему, ужасно смутился! Что я хочу сказать: сам открыватель пенициллина не гордился своим открытием, а простая медсестра, которая делает больному укол, раздувается от своей важности. Поэтому святитель Василий Великий и говорит: «Величайшее дело, если человек имеет высокое положение и смиренное расположение». Это очень ценное качество, и оно вознаграждается Богом.