И все – в нём
Что есть хард-рок? Большинство, чтобы не вдаваться в долгие рассуждения и мудрёные описания, просто включат композиции одной из двух групп, имя коих прочно ассоциируются именно с этим жанром, а самих этих исполнителей совершенно заслуженно причисляют к родоначальникам хард-рока (ну, по крайней мере, самым известным): Led Zeppelin и Deep Purple. И если первого коллектива давно нет с нами в том состоянии, в котором он пребывал до момента распада, а история группы в целом выстраивается в какую-то более-менее прямую линию, то вот второй…
Невероятные метаморфозы, взлёты и падения, смена составов, все эти Mark № … (в чём могут разобраться только самые преданные фанаты), плеяда альбомов самого разного качества и наполнения, а также просто кладезь бесконечного поиска и примеров для всех, кто интересуется рок-музыкой.
К настоящему моменту, в 2024 г., тёмно-фиолетовые волшебники со всем этим багажом вплотную подошли к той черте, за которой всё новое несёт черты старого, а старое перерождается в новом. А вокруг при этом – переизбыток людей, которые то ли изобретательно подражают, то ли думают, что делают что-то важно и новое, на деле лишь вбегая на новый виток повторяющейся истории. И, видимо, понимая и осмысливая это явление, название нового альбома подсказывает, что относиться ко всему этому нужно проще и спокойней – сводя всё до единой сущности, до чего-то действительно важного. И для Deep Purple это – их когда-то изобретённая и сделавшая им громкое имя, суть. Квинтэссенция стиля. Она и оказывается практически воссозданной на альбоме.
Чистейшее классическое звучание команды, без ностальгического костыля. Современное отточенное, но такое знакомое и сладостное, ударное и броское – оно встречает нас на открывающем номере Show Me, насыщенном и боевом. Иэн Гиллан со всеми скидками и оговорками на возраст, хорош, как вызревшее вино, маэстро клавишных Дон Эйри выдаёт превосходные пируэты, а новый и самый молодой в коллективе гитарист Саймон Макбрайд легко вписывается в канон (впрочем, стоит вспомнить, что он уже с 2022 г. выступал перед аудиторией группы, в то время, как последняя работа со Стивом Морсом - альбом каверов Turning to Crime – вот, кстати, обзор). Его игра выходит на первый план на втором, и тоже убойном, треке – A Bit on the Side, а также вмазывает крепкие риффы в Sharp Shooter и рисунки на I’m Aying Nothin’, соревнуясь с органными переливами в соло-партии (на всём протяжении записи полно таких моментов).
=1 – в самых лучших смыслах тяжёлый, увесистый и живой диск. Живой – в плане подъёма духа и витальности. Группа тут словно вошла в новую фазу, почувствовав второе дыхание нового перерождения. Но и воплощения их наследия 1970-х тут, возможно, больше, чем на любом другом студийнике за последнее время (есть даже непрозрачные намёки – например органное соло на Now You’re Talking, ничего не напоминает?). При этом во всех видоклипах, начиная с сингловой Portable Door, музыканты запечатлены, когда они делят сцену и выступают вместе.
Саймон Макбрайд:
«Новый альбом будет отражать то, что мы пятеро создаём в репетиционном зале. Многие песни, такие как «Portable Door», были написаны во время первых сессий и были собраны буквально за 5 или 10 минут. Всё было так легко и естественно».
Иэн Гиллан:
«На протяжении всей истории Deep Purple нашими лучшими песнями всегда были те, которые были написаны в кратчайшие сроки. Мы играли то, что нам нравилось, и развивали песни, как мы делали это всегда».
Лёгкость, ёмкость, композиционная простота при виртуозной насыщенности, но без технического перегруза – опытным рокерам ничего не нужно доказывать, они просто сделали несколько новых отличных песен. Именно в таком ключе протекают, например, драйвовая Old-Fangled Thing, в финале которой Гиллан рискованно запускает голос чуть выше, или блюз-ориентированная If I Were You, приятно растягивающая собственный горизонт.
Отлично смотрится в контексте пластинки и третья сингловая вещица, на деле оказывающаяся совсем не самым тяжёлым и скоростным номером – Lazy Sod, про которую фронтмэн рассказал в интервью журналу ROCKS в июне 2024 г.:
«Недавно молодой журналист спросил меня, сколько песен я написал в своей жизни. Я ответил, что в последний раз, когда мой помощник считал двадцать лет назад, их было больше 500. Я чувствовал себя вполне удовлетворённым, пока она не указала на 5000 песен Долли Партон, назвав меня лентяем. Я не мог не согласиться и записал этот разговор в свой блокнот».
А ещё =1 отлично выдержан. Накал не спадает до последних звуков, а финальная композиция Bleeding Obvious оказывается ещё и самой длинной – почти 6 минут напряжённого, изобретательного и многоступенчатого хард-рока, стоящего на прогрессивном пороге. Элегантное завершение альбома высочайшего класса.
Что ж, приятно осознавать, что Deep Purple снова удалось успешно завершить очередной пролёт длинного моста, соединяющего музыкальные эпохи. А заодно блеснуть давно обретённым и свеженачищенным этой работой статусом легенды хард-рока.
Оценка: 4,5/5
Источник изображений: официальный сайт группы