Найти тему
Геодезист в Лесу

Калининградская тоска (часть 4)

Настало время для мечты, которая и привела нас в Калининградскую область. Пока я крутил мышкой цифровой глобус, – то главной деталью, зацепившейся чесоточным клещом за моё воображение, были огромные инопланетные дюны Куршской косы. Я с детства любил песочек, по долгу профессии работал на карьерах, плюс мои уже не юные пяточки соскучились по естественному пилингу босоногих рейдов, наматывая километры по слияниям бесконечностей воды и пустыни. Мне так хотелось кувыркаться на крутых песчаных откосах и падать в застывшие волны песков времени, играться с эффектом тилт-шифт, фотографируя микроформы эрозии и редкую растительность.

Во второй части очерков по этой поездке мы уже успели побывать на Балтийской косе и нам там очень понравилось, хоть мы и попали под обычный в этих краях июльский дождик. Прошли по косе мы тогда километров 10 из 24 в сторону Польской границы (до погранзоны оставалось ещё примерно столько же), и я считаю, что это просто идеальное место для пешеходного кемпинга: природа шикарная, море, песочек, атмосферное историческое место событий Великой Отечественной, людей мало, машин почти нет (единственная дорога завалена буреломом и изрядно пересечена корнями деревьев), город в пешей доступности. Кроме того – разрешена рыбалка, палатку ставить можно прямо на пляже и нет никаких проблем с дровами, берега усыпаны топляком. Из минусов – не следует приближаться к военным и пограничным объектам, быть аккуратным насчёт костра, эхо войны, всё-таки, и воды питьевой там нигде нет.

Но что такое несчастные мелкие дюны Балтийской косы размерами по 200-300 метров и несколько метров в высоту, по сравнению с титанами Куршской косы, которые имеют десятки метров в высоту и протяжённость несколько километров. Поэтому, под впечатлением от малого, я был настроен как космонавт перед высадкой на настоящую большую Луну.

Утром, не очень рано, пришли мы на автостанцию в Зеленоградске рядом с ж/д вокзалом. Нас ожидал полнейший хаос: люди занимали очереди на редкие автобусы до косы, шансов уехать на первом же не было никаких, не хватало мест. Мы прождали в очереди примерно часа полтора под крики агрессивного маркетинга местных таксистов и, наконец, вошли в рейсовый автобус до Морского (от Морского до границы с Польшей около 6-ти километров). Визуально на космических снимках наиболее впечатляющей выглядела дюна с высотой Эфа, которая находится за одну остановку до Морского, и мы решили выйти там. На таком популярном направлении курсировало всего 9 рейсов в день, через час-полтора, первый в 6:40, последний из Морского – в 19:30. Мы пришли к 8:00 (на второй автобус) но в него не получилось втиснуться, и пришлось уехать в 9:40 на следующем, стоя, естественно.

Народ в автобусе стоял друг у друга на головах, дышал в пупки и подмышки. Но самое главное – в автобусе кругом висели объявления, о которых мы даже не подозревали. В них говорилось, что на территории косы образован Национальный парк (после похода вокруг Плещеева озера мы уже знали, что это словосочетание не означает ничего хорошего). Для въезда на территорию парка необходимо всем оформить электронные билеты через сайт и получить QR-код. ВСЕМ. Всем пассажирам автобуса, и старикам, и детям. Я уже природным чутьём начал ощущать вместо космической природы –присутствие огромного космического маразма и мировой жабы капитализма. Автобус также был расклеен памятками о том, что ходить по песку – нельзя, купаться в Куршском заливе –нельзя, отклоняться от маршрутов – нельзя, а за любое неразрешённое действие грозят штрафы и проблемы.

Дорога по Куршской косе двухполосная, все автомобили проезжают через КПП со шлагбаумом, на парковках в туристических местах проверяют наличие билетов у всех пассажиров. В результате – мы простояли в пробке около часа, затем ещё около получаса заняла проверка, пока все пассажиры с разным уровнем владения сервисами смогли всё оформить (связь тоже была плохая). Я выразил свои эмоции и мысли по поводу происходящего проверяющему сотруднику «национального парка», на что он мне ответил, что вообще не понимает тех, кто ездит на косу на общественном транспорте. Тут уже я начал закипать и сказал всё, что я думаю по поводу того, как влияют на экологию сотни машин в пробках вместо автобусов, о том, что наличие пивнушек с канализацией, парковок, эвакуаторов (мест же меньше, чем автомобилей, значит надо организовать дополнительный источник дохода), рыночков с китайским барахлом (пардон – «сувенирами») это и есть вопиющее нарушение экологии! А пешеход на песке по сути своей никому и ничем не мешает.

В общем, логика данного бизнеса никакого отношения к защите природы не имела. Просто, на фиксированных тропинках гораздо удобнее контролировать туристический поток и стричь купюры, молчу уже про дополнительные сборы со всяких ночлежек и глэмпингов. Для примера: на точно таких же дюнах Куршской косы со стороны Литвы подобных ограничений нет. Да и на дюне Пилата (в районе Бордо), пожалуй, самой знаменитой дюне в мире, которая метров на 40 повыше высоты Эфа, тоже ходить по ней не запрещено, наоборот – она является одним из центров мирового парапланеризма и топчут её своими ножками более двух миллионов человек в год и ничего страшного от этого не происходит. Фуух, выговорился.

Решили мы вначале глянуть, что из себя представляет данный туристический продукт дикого капитализма: по узкому деревянному настилу, вдоль ларьков с самыми безвкусными поделками и вдоль туалетов, сплошным потоком шли люди, колонной по одному в одну сторону и в другую, дыша друг другу в затылок. Через километр деревянных лестниц и поворотов мы вышли на деревянный помост под названием «смотровая площадка», где несколько десятков человек одновременно пытались скрючиться в позе поиска возможности сделать красивое фото. Это был один из самых страшных туристических опытов на моей памяти, который поскорее хочется забыть. На вторую смотровую площадку мы уже не пошли и, не сговариваясь, поспешили на трассу. Со всеми неприятными моментами время уже близилось к двум часам дня. Хотелось успеть хоть где-нибудь затеряться наедине.

Вначале мимо неказистых кафешек мы вышли на морской пляж Куршской косы. Он мало чем отличался от пляжей, которые мы видели до этого. Вдоль берега шла авандюна, по которой тоже запрещалось ходить, поэтому через неё существовали места «легального» перехода, с лесенками. В районе них кучковался народ, уставший от «развитого туризма» и наслаждавшийся морем. Температура воды была примерно 17 градусов и купалось не очень много людей, зато вчерашний шторм пошёл на убыль и наконец вышло солнышко. Мы прошли примерно километр вдоль берега, чтобы искупаться наедине. Понравилась мне мелкая красная галька, состоящая из красного граната (альмадина), она напомнила мне яшмовую красную гальку в Крыму в районе Фиолента. Я купался довольно много, а жена один раз, для неё вода была слишком прохладной. Мы прошли ещё километр до следующего перехода через авандюну. Там стояли очередные два барчика (супер-экологичных, перерабатывающих пиво в розовых бабочек, судя по всему) и какой-то глэмпинг. А ещё там был поворот на село Морское (в сторону Куршского залива), до которого пришлось пройти ещё километр. Мне стало интересно попробовать искупаться в заливе, где, по идее, должна быть более тёплая вода, подходящая для Маши. Но по пути нашего следования вдоль залива были частные владения и мне захотелось быстрее покинуть территорию населённого пункта и затеряться в сторону границы с Литвой, пускай до 5-километровой пограничной зоны там оставался всего километр.

Я надеялся, что на территории парка должны быть и какие-то плюсы, может, особые правила пограничного режима. И оказался прав – там есть маршруты (на озеро Лебедь) всего 1,5 км от границы. Но дальше начиналась огромная Дюна Красная (по которой проходит граница) и, насколько я сейчас могу судить, – на неё выходить строго запрещено. Буду рад, если это не так, если что – поправьте меня в комментариях.

В самом Морском нам случайно попалось дерево шелковицы, я вспомнил детство и собрал горсть спелых ягод для Маши, она с удовольствием полакомилась. По тропинке мы прошли через кладбище, придумали легенду, что ходили на кладбище к родственнику и заблудились, если что. Увидели «ведьмину метлу» на сосне, я рассказал Маше про этот интересный вид патологии на деревьях, когда в результате морфогенеза в одном месте формируется большое количество почек, из которых вырастает множество кривых веточек.

Затем мы вышли на берег Куршского залива, частично заваленный буреломом, искупались там, видели аистов и нырков. Смотрели с воды на дюну Эфа вдалеке. Дно в Куршском заливе было приятно ребристое (так и называется – эффект ребристого дна) из-за того, что воды залива более спокойные, песок движется вместе с небольшими волнами и укладывается такими рёбрами, на которые очень интересно наступать. Времени до автобуса у нас оставалось не так много, мы прошли ещё где-то километр, поели дикой малины, нашли на берегу залива хороший пляж с крутой песчаной горкой высотой метров 5 (судя по следам, на него захаживают купаться местные) и повернули обратно. Меня не покидало чувство тревоги, что в любой момент нас может встретить какой-то очередной «сотрудник» и испортить и без того робкую и наивную прогулку, но затем мы увидели, как по песчаной тропе едут жигули с пьяными людьми под музыку «Сектор Газа» и окончательно успокоились.

На автобус мы успели, но на выезде с Косы стояла такая страшная пробка, что мы потеряли в ней ещё 2 часа и полностью отчаявшись добраться в Зеленоградск засветло, вышли из автобуса и пошли пешком около четырёх километров.

Следующий день прошёл у нас более успешно и радостно. Мы обязаны были побывать на Куршской косе, но её посещать я не рекомендую. Никому.