Вышедший в этом году фильм-шоу про одержимость и экзорцизм «Полночь с дьяволом» собрал положительные отклики критиков и зрителей и вновь привлек внимание к жанру фаунд футаджа (найденной пленки) в кино.
Рассказываем про ламповый хоррор в стилистике 70-х и еще четыре «найденные пленки» в нашей новой подборке.
«Полночь с дьяволом» / Late night with the devil (2023)
Реж. Камерон Кернс, Колин Кернс
Австралия
Джек Делрой (Давид Дастмалчян) — ведущий late night шоу «Ночные совы». Не полный неудачник, но будто бы всегда номер два (в конкурентах — Джонни Карсон со своим The tonight show). Рейтинги падают, любимая жена, опора и поддержка Джека, умирает от рака, и Делрой уходит с экранов. Уходит, правда, ненадолго, буквально «врываясь» в Хэллоуин 1977 со спецвыпуском, на который, в попытке повысить рейтинг шоу, приглашает одержимую дьяволом девушку Лилли.
Винтажный, удачно стилизованный под передачи 70-х, хоррор братьев Кернсов предстает перед зрителем найденной записью жуткой передачи, которую американцы увидели в прямом эфире (тем правильнее смотреть его дома, для полного погружения). Не самый страшный фильм (тут зависит от зрительского опыта), «Полночь с дьяволом» обнажает закулисье телевидения, где ради рейтингов и борьбы за зрителя не ведут счет жертвам. Увлекательный аттракцион с массовым гипнозом, в центре которого гипнотически притягательный Давид Дастмалчян.
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» / The Blair Witch Project (1999)
Реж. Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес
США
«Ведьма из Блэр» была снята в 1999-м — году, который называют лучшим в истории кино. Видимо, режиссеры (особенно американские) испугались конца света, предсказанного Нострадамусом, и со страху сняли знаковые фильмы. А «Ведьма из Блэр» сама по себе не на шутку напугала публику.
Это выдающийся хоррор, который во многом обязан своим успехом маркетинговой кампании. Создатели картины сделали все, чтобы публика и не подумала, что перед ней выдуманное кино.
По легенде трое студентов-кинематографистов снимали в лесах возле Блэр в штате Мэриленд документальный фильм о ведьме и таинственно исчезли. Спустя какое-то время был найден отснятый материал. Из него смонтировали фильм, который пытается рассказать, что же произошло со студентами. На роли молодых людей специально подобрали начинающих актеров с невыразительной внешностью. Этих актеров попросили не приходить на фестиваль Sundance, где проходила премьера фильма. Незадолго до мероприятия в газетах пустили новость о том, что студенты якобы пропали без вести.
Самое поразительное — производство обошлось в копеечные $40 тыс., а на рекламу ушли миллионы не зря потраченных денег, так как по итогу мировые сборы составили почти $250 млн. Эффект у пранка был ошеломляющий!
«Паранормальное явление» / Paranormal activity (2007)
Реж. Орен Пели
США
Кэти с детства преследует некая сила, которая в последнее время стала слишком надоедливой. И пока девушка боится и вызывает пара-специалиста, ее парень Мика находит применение своей новой камере и пытается разобраться в природе демонического. Камера регистрирует все происходящее: ссоры, примирения, ночные происшествия и неминуемую развязку. Фильм старательно кажется found footage, найденным и скомпонованным материалом: тут нет ни открывающих, ни закрывающих титров, имена актеров и персонажей идентичны, а специальных эффектов не видно — только что-то паранормальное.
Как и в большинстве фильмов ужасов, здесь все переплетено. Сначала кажется, что в основе — базовый страх смерти и «чужого». Позже, после небольшого анализа взаимоотношений героев вырисовывается круг более конкретных бытовых страхов.
Так от чего же у наших героев кровь леденеет в жилах? С Кэти все просто, она боится выйти из зоны комфорта. Довольно пассивная девушка учится на учителя английского и плетет из бисера. Свои необычные проблемы решает путем тотального игнора. Она очень хочет быть серьезной взрослой, чего ждет и от Мики. Но чем дальше по сюжету, тем больше Кэти недовольна молодым человеком и его легкомыслием: под демоническим воздействием она встает посреди ночи и попросту пялится на него то ли с желанием сожрать, то ли со страхом, того ли мужчину она выбрала.
Что касается Мики, то его первостепенный страх — страх взросления. Он всеми силами отшучивается и не принимает ситуацию всерьез. Для него все происходящее — игра, провокация своеобразного конкурента: ведь демону тоже нужна Кэти. В какой-то момент Мика начинает напоминать ревнивца, который хочет держать жизнь любимой под контролем: ведь он искренне боится ее потерять.
Вот так вот оказывается, что за ужастиком про паранормальную активность прячется страх не стать идеальной парой. А всего-то и надо было поговорить.
«Репортаж» / [Rec] (2007)
Реж. Жауме Балагеро, Пако Пласа
Испания
Начинающий телерепортер Анхела Видаль со своим оператором Пабло снимают новый выпуск для ночной программы «Пока вы спите». Герои выпуска — пожарная бригада Барселоны. Вечер начинается спокойно, журналисты знакомятся с пожарными, их распорядком и рабочей рутиной, а потом съемочную группу приглашают присоединиться к команде на выезде — помочь открыть дверь в квартиру (да, не возгораниями едиными, как говорится). После того, как они откроют дверь, воцарится хаос: хозяйка окажется «со странностями» (чтобы не спойлерить), несколько человек погибнут, а здание дома оцепят без права выхода из-за биологического заражения внутри.
Оригинальное название фильма 🔴 Rec отсылает к мигающему знаку на видеокамере, который показывает, что ведется запись. Как и в классическом фаунд футадже, в «Репортаже» камера находится в руках одного из персонажей, который фиксирует все происходящие события «как они есть». Прямая трансляция из проклятого места создает иллюзию документальности и с помощью этой мимикрии обнажает перед зрителями реальные проблемы общества. Страх перед неизвестностью (один из главных столпов хоррора) соседствует тут со страхом перед «иными», которые в фильме представлены разнопланово: есть «свои» и «чужие» (иммигранты с Востока), жители дома и люди «с улицы», обычные люди и представители власти, зараженные и здоровые. Даже съемочная группа выступает одновременно в роли «чужих» (по большей части из-за эффекта вуайеризма камеры) и «своих» (особенно это видно в противостоянии с полицейскими и санитарным инспектором).
Можно провести параллель «Репортажа» и с зомби-хоррорами, в которых под узнаваемым архетипом скрывается безвольная толпа, одержимая чужими идеями. А в данном случае оружием превращения-сплочения иных служит неведомая инфекция, что, признаемся, в контексте событий нескольких лет назад придает «Репортажу» новые смыслы.
Правда, всех персонажей объединяет одно — конфликт с внешним миром в виде правительства, которое держит их взаперти и в неведении. Кажется, Большой брат, взявший на себя роль Бога, даже пострашнее оживших трупов.
«Забытое серебро» / Forgotten Silver (1995)
Реж. Питер Джексон, Коста Боутс
Новая Зеландия
Режиссеры Питер Джексон и Коста Боутс сняли фильм о вымышленном новозеландском кинематографисте Колине Маккензи, который будто бы предвосхитил все приемы немого кино задолго до голливудских режиссеров. В фильме рассказывается, что Колин Маккензи якобы до всего додумался первым. Он снял первый звуковой фильм, первый полнометражный фильм, первый цветной фильм. И поразительным образом не вошел в историю, пока Питер Джексон не откопал свидетельствующие об этом материалы и не исправил несправедливость.
Разумеется, «Забытое серебро», как и любой псевдодокументальным фильм, сначала было представлено зрителям, как обычная документальная картина. Архивные кадры якобы случайно обнаружили спустя много лет после кончины Маккензи. «Забытое серебро» состоит из этих архивных кадров, а также высказываний современных кинематографистов о режиссере.
Конечно же, это большой пранк. Не мог все важные достижения кинематографа совершить один человек. И тем не менее, многие клюнули на эту удочку, так как в «Забытом серебре» при всей абсурдности происходящего, все представляется весьма правдоподобно. Зритель к 1995 году хоть и стал насмотренным, и его уже тогда трудно было чем-то удивить, он все равно попался на эту уловку, именно благодаря «сюжетности», которая гипнотически усмиряет бдительность.
Но важно сказать, что смех над кем-то — не единственная и не первостепенная цель псевдодокументального фильма. Такое кино всегда несет в себе глубокую идею. «Забытое серебро» — больше, чем шутка. Это буквально оммаж всем талантливым людям, которые, действительно, сделали многое для волшебного мира кино, но так и остались непризнанными гениями.
Материал подготовили: Анна Константинова, Амалия Гангур, Анастасия Гончарова
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!