Немного о панельной дискуссии и рекомендации выступающим
Во Владикавказе я посетила в качестве члена жюри заключительное конкурсное испытание – панельную дискуссию.
Спасибо большое всем конкурсантам за ваши мысли, искренность, горение своим делом!
Первая дискуссия прошла на тему «Обновление содержания образования как залог успешности каждого ребенка».
Звучали интересные вопросы:
- Что вы делали в конкурсных испытаниях, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка?
- Какие из федеральных проектов или программ способствуют раскрытию потенциала каждого ребенка?
- Как часто стоит обращаться к обновлению содержания образования?
Ответы конкурсантов были содержательны и разнообразны (а это непросто, когда в дискуссии участвует 10 человек). А как бы вы ответили на эти вопросы?
Вторая тема – «Ответственность педагога перед обществом за результаты обучения и воспитания»
Конечно, сложно измерить результат воспитания. Педагоги предлагали свои решения, основанные на собственном опыте работы: киноуроки, литературные гостиные, акцент на ЗУНах и функциональной грамотности. До глубины души меня тронул опыт работа тифлопедагога, а ещё то, с какой гордостью и где-то легкой грустью выступали учителя осетинского языка.
Чему не может научить школа? И может ли она даже в чем-то навредить ребенку? Здесь мне откликнулась позиция учителя, говорившего про домашнее задание, его объемы и то, что мы порой забываем, что, помимо наших предметов, у ребят более десятка других. Еще был затронут вопрос преемственности начальной и школьной школы.
Третья тема – «Социальное партнерство в образовании: воспитание ребенка как общее дело педагога и семьи».
Было интересно послушать, какой предмет учителя, воспитатели и психологи назовут самым важным. Но в посте я хотела бы поделиться книгами, которые советовали конкурсанты.
«Дом Саруме»
«Навстречу жизни»
«Сердце отдаю детям»
«Ярмарка тщеславия»
«Математика для гуманитариев»
«Мастер и Маргарита»
лекции Ричарда Фейнмана по физике
«История Осетии», учебник
«Особые дети в современном обществе»
Как человек, за последние три года посетивший множество панельных дискуссий, человек, занимающийся ораторской и аналитической деятельностью, возьму на себя смелость дать несколько рекомендаций по подобного рода выступлениям (это ни в коем случае не критика конкурсантов, это даже где-то наоборот, подсвечивание их сильных сторон).
1. В каждой теме есть свои ключевые слова («залог успешности», например, или «воспитание как общее дело», а не только социальное партнерство). Обращайтесь к ним в своем ответе, чтобы он был содержательным, не расплывчатым и по существу.
2. Избегайте неопределенных местоимений (да-да, это кое-, -то, -либо, -нибудь) – они понижают уровень вашей экспертности и делают ответ более расплывчатым.
3. Осторожнее с эмоциональным интеллектом. Во-первых, здесь нельзя перебрать с воздействиями на эмоции, во-вторых, через него не надо манипулировать аудиторией, это сразу становится понятно (я не про искренность человека. Но практически в любом случае ответ не следует слишком переводить в личную плоскость).
4. Не спешите (это моя проблема в том числе). Быстрая речь сложнее усваивается и хуже понимается/принимается.
5. Следите за руками (они выдают ваше волнение) и не ерзайте (это тоже понижает в восприятии слушающих Вашу экспертность, потому что считывается как неуверенность или некомфортность. Некомфортность – значит, вам не хочется тут находиться. Тоже не самая подходящая эмоция для выступлений).
6. Даже если Вы не говорите – Вы выступаете. Следите за эмоциями на своем лице и хорошо продумайте, как Вы будете выглядеть (одежда, аксессуары. Аксессуары очень даже могут вызывать вопросы порой).
7. Слово-паразит «да?» в конце предложений – сигнал Вашей неуверенности в том, что Вы говорите.
8. Не смотрите только на одного человека (даже если он и задал Вам вопрос), когда отвечаете. Аудитория тоже бессловно участвует в этой беседе.
9. А еще ознакомьтесь с критериями оценивания конкурсного испытания, чтобы знать, какие акценты следует вплетать в ваш ответ.
Навык публичных выступлений – это исключительно навык, не талант. Я абсолютно уверена, что развить в себе его может каждый человек.
Смелость – это не отсутствие страха, но осознание, что есть нечто большее, чем страх. И ради этого стоит выходить на сцену, выступать и сиять.
Я в Вас верю! Шаг за шагом у Вас обязательно всё получится.
Рада обратной связи в комментариях. Если у вас остались вопросы – задавайте)
Немного о публичных выступлениях и о том, как отвечать на вопросы жюри
18 июля 202418 июл 2024
1
3 мин