Чего только не прочитаешь на просторах Интернета о втором правителе независимой Центральноафриканской республики. Обратившись к случайной статье, можно узнать совершенно чудовищные вещи, от которых кровь стынет в жилах. Например, как Жан-Бедель Бокасса поедал неугодных жён или выкалывал глаза эбонитовой тростью с острым наконечником всем, кто ему не нравился, просто прогуливаясь по улицам столицы страны Банги. Конечно, в подобного рода «исследованиях» в качестве источников информации либо традиционно не приводится вообще ничего, либо же прикрепляются свидетельства неких людей, первые упоминания о которых начинают встречаться во французской прессе, а дальнейшие просто не существуют, что, естественно, наводит на мысль о том, что само появление этих лиц является плодом воспалённой фантазии французских журналистов, получивших отмашку писать только правду о кровожадном диктаторе.
Особенно смакуются его иностранные поездки, где он общался с всевозможными высокопоставленными чиновниками и даже угощал их человечиной, которую нежно называл «сахарной свининой». Причем по словам якобы угощённых особым мясом, Бокасса на ушко сообщал, что накормил их чем-то экстраординарным. Короче, всегда поражает мастерство журналистов описать всё так, будто автор лично стоял и держал свечку у уха собеседника главы ЦАР. В общем нам захотелось рассказать вам, дорогие читатели, более-менее реалистичную историю этого экстравагантного правителя родом из сердца французской Африки.
Сначала следует озвучить несколько важных фактов его биографии, не пересказывая её целиком.
- Бокасса родился в 1921-м году в семье человека, боровшегося против французского колониализма и казнённого за революционную деятельность, вследствие чего его жена, мать будущего главы государства, покончила с собой. Будучи ещё ребёнком, Жану-Беделю Бокассе пришлось буквально выживать.
- Из-за потери родителей мальчик вступил во французскую армию, где достаточно успешно служил, пройдя путь от высадки войск Сражающейся Франции генерала де Голля на юге страны до войны против партизан-коммунистов под руководством Хо Ши Мина во Французском Индокитае. Особо отметим, что воевал он на стороне государства, убившего его отца.
- Вернулся на родину в 1960-м году в звании капитана и вследствие того, что первый президент страны Давид Дако происходил из того же племени, что Бокасса, последнего назначили главнокомандующим тогда ещё крошечной армии ЦАР. Её первоначальная численность составляла всего 171 человек.
Путь Бокассы к власти был недолгим и во многом стал результатом удачного стечения обстоятельств. В 1964-м году он организовал путч, и Давид Дако был свергнут, помещён в тюрьму, а затем освобождён и даже назначен советником нового президента. Как говорится, соплеменник есть соплеменник. Поиграли на публику и хватит. Бокасса установил достаточно обыкновенную для Африки деспотию, отменив первую конституцию и законы, ограничивавшие его власть. Это в Европе нужно придумывать всякие правовые оправдания диктатуре, как это делал, к примеру, уже упомянутый генерал Шарль де Голль, буквально переписав конституцию страны под себя. В Центральной Африке можно позволить вести себя проще.
Мы ни коим образом не оправдываем диктатуру, тем более, что в по-настоящему демократических странах, таких, как Китай, Россия, Куба и ряде других, властные институты имеют устоявшуюся традицию коллегиального и совещательного руководства, даже при наличии сильной центральной фигуры во главе государства. Но для этого всё-таки нужны развитые политические институты, формирующиеся исторически. В Центральноафриканской республике такого процесса не наблюдалось: жившим ещё в глубоком племенном строе аборигенам французские «освободители» просто дали конституцию, законы, политическую систему, которой у них никогда ранее не было и повелели делать с ними, что вздумается. Они, собственно, и сделали. Можно даже сказать, что переплюнули многих. Если смотреть на власть Бокассы с несколько другой стороны, то все несуразности сразу начинают выглядеть логичнее. Какой, прости господи, президент? В статье, посвящённой путешествиям Василия Юнкера, мы кратко охарактеризовали жизнь племён Центральной Африки в последней четверти XIX века. Государственностью там не пахло от слова совсем. За 80 лет мало что изменилось в традиционном укладе жизни местного населения. Единственное, французские колонизаторы принесли много нового и странного, не поменяв быта и нравов аборигенов. Так что Бокасса — это скорее межплеменной вождь высшего разряда, нежели президент. Просто этот вождь оказался в условиях бурного и технологичного XX века, опоздав на свою роль лет эдак на 300.
У него, конечно, были свои странности. Главными из них были тяга к роскоши и к женщинам. Если со вторым счёт был буквально на табло: диктатор оставил после себя 77 детей, то с первым всё куда интереснее. В 1976-м году, спустя 11 лет после прихода к власти, Бокасса загорелся идеей стать властителем более высокого ранга, чем какой-то непонятный президент, и выбрал самый подходящий вариант, назначив себя императором. Свою страну он переименовал соответствующе — в Центральноафриканскую Империю. Короновался знатно, потратив на церемонию четверть годового бюджета государства, а именно 22 миллиона долларов, заказал себе самые дорогие в мире ботинки и наряд, подражающий самому Наполеону. Полагаем, что французский диктатор бы оценил.
В связи с тем, что Бокасса был деспотом совершенно обыкновенным, эдаким порождением родо-племенного строя, экономическую политику он вёл соответственно. За годы его правления население беднело, ведь обслуживать и оплачивать постоянно возраставшие по масштабам желания императора приходилось жителям ЦАР. Так что причины для внутреннего недовольства, конечно, были, и ещё какие.
Но вот история со свержением Бокассы — это отдельная песня. Дело в том, что центральноафриканский властитель продержался у руля так долго во многом потому, что умудрялся лавировать между Францией и Советским Союзом с дружественной ему Ливией. В то время как полезные ископаемые ЦАР — алмазы, нефть, золото, уран — добывали французы, хитрый Жан-Бедель заигрывал с СССР и Ливией. В ходе своего визита в Советский Союз он посетил пионерский лагерь Артек в Крыму (там он проходил лечение), и очевидцы отмечали, что держался он достаточно скромно, совсем не по-императорски. Вероятно, он хорошо понимал, где стоит демонстрировать своё положение, а где — нет. Главное, на что рассчитывал Бокасса — это возможность получения щедрого финансирования из СССР, с помощью которого можно было поднять национальную промышленность и сельское хозяйство.
С Ливией тоже получилась интересная история. Народный вождь Муаммар Каддафи был сторонником панафриканской идеи, заключающейся в том, что все народы Африки должны рано или поздно объединиться и самостоятельно определять свою судьбу. Для этого он помогал странам Африки южнее Сахары, поставляя им дешёвую нефть или просто выделяя деньги в качестве гуманитарной помощи. Для того, чтобы задобрить Каддафи, Бокасса даже принял ислам в ходе своего визита в Джамахирию в 1979-м году. Правда, спустя короткое время он снова вернулся в католичество. Так вот, попытки сближения со странами, потенциально способными подорвать господство Франции в её африканской сфере влияния, стали основной причиной проведения операции «Барракуда» силами французского спецназа во время визита императора ЦАИ в Ливию. Конечно, это позорное для Франции вторжение было прикрыто оправданиями о защите прав и свобод человека, которые вероломно нарушал кровожадный людоед Бокасса. К слову, подготовка общественного мнения к вмешательству во внутренние дела суверенного государства во Франции велась ещё с момента коронации нашего героя. Именно французская пресса сочинила все байки про съеденных подчинённых, эбонитовую трость, консервы из человечины, употреблённых в гастрономических целях жён и тому подобное. Безусловно, на действия французов наложилось и общественное недовольство. В тот момент центральноафриканский диктатор придумал способ заработать с собственного населения ещё немного денег, для чего ввёл обязательное ношение школьной формы для детей, покупка которой целиком лежала на и без того нищих родителях. Без школьной формы на занятия дети допускаться не должны были. Но насколько сам протест школьников и их родителей имел шанс изменить политическую ситуацию в стране без вмешательства французских силовиков — вопрос очень спорный, но факт их наличия остаётся фактом.
Французы дошли до того, что сочинили Бокассе легенду, согласно которой он пристрастился к поеданию человеческого мяса, когда находился во Вьетнаме. Якобы он однажды отстал от собственного отряда, заблудился, а затем был найден с расчленённым и частично съеденным телом вьетнамского партизана посреди джунглей. Невероятная история, не находите? Ну просто фильм ужасов на два актёра. Не вяжется только одна маленькая деталь. После свержения в 1979-м году на Бокассу на родине завели уголовное дело сразу по нескольким статьям, среди которых было и подозрение в каннибализме. Но вот незадача, до 1986-го года он жил во Франции, и вернулся домой не из соображений совести, а для продолжения политической борьбы, что у него чуть было не получилось, если бы не преклонный возраст и случившийся инфаркт. Как же так вышло, что чудовище, съевшее за жизнь несколько десятков людей по версии французских работников орала без меча, беззаботно отдыхал на Лазурном берегу несколько лет после того, как страшилки о нём стали известны мировой общественности?
Ответ, на самом деле, достаточно очевиден. Бокасса, вероятнее всего, людоедом не был, а французские добывающие компании из страны никогда не изгонял. Вот его и прикрывали, как вроде бы своего. В 2010-м году с него вообще сняли все обвинения с особым акцентом на то, что никаких доказательств употребления им человечины найдено не было. Всякого рода слухи о сказанной на ушко то ли советскому врачу, то ли французскому чиновнику фразы про «сахарную свинину» — ничто иное как плод богатого воображения журналистов, разошедшийся по всему миру в силу скандальности темы и отсутствия опасности получить иск о клевете. Жан-Бедель Бокасса был совершенно обычным диктатором, сложившимся как политическая фигура на стыке двух эпох в истории Африки. Он, вне сомнений, не был достойным руководителем, действовавшим в интересах своего народа. Он, как и любой племенной вождь, получивший небывалые богатства в одни руки, упивался доставшейся ему властью и пользовался невозможностью как-либо её ограничить по полной программе. Впрочем, глупым человеком его назвать никак нельзя. Он продержался у власти 13 лет, и даже после отбытия наказания в 1993-м году был готов вернуться в политику. Богатая школа жизни и долгая служба во французской армии многому его научили в плане общения с людьми и умения адаптироваться под любые условия. Наконец, если фразы про «сахарную свинину» им и произносились, то, скорее всего, это был тонкий троллинг зарубежных коллег, чтобы навести на них ужас, поскольку слухи французская пресса распускала очень активно. Таким образом, рекомендуем к любой информации относиться критически, поскольку не доверяя сделанным за вас выводам. В резких осуждающих заявлениях в адрес политиков высокого уровня обычно кроется чей-то корыстный интерес, поэтому необходимо самостоятельно находить причинно-следственные связи, не полагаясь на будоражащие воображение байки.
Подписывайтесь на канал Пушкин в Африке, делитесь этим материалом с друзьями и знакомыми, а также не забывайте оставлять комментарии — это тоже помогает охвату и позволяет нам делать статьи ещё интереснее!