Найти тему

Что важнее собрать портфель или «собрать» ребенка в школу?

Оглавление

Портрет подготовленного первоклассника. Важные аспекты готовности к школе, о которых забывают или просто не знают про их значимость.

Меньше двух месяцев осталось до Дня знаний. Это важное и волнительное событие в жизни семьи будущего первоклассника. Многие родители уже начинают собирать будущих учеников в школу. Но что такое «собрать» ребенка в первый класс? Подобрать безупречный портфель, выбрать школьную форму, отыскать удобный пенал или все-таки подготовить морально юного учащегося к новому этапу жизни? Давайте разберемся.

Ребенок собран в школу: портфель, форма, цветы. Но уже в первый день слёзы. Почему?

Подготовку к школе необходимо начинать не с портфеля, а с психологической и физической готовности ребенка.

Термин психологическая готовность к школе либо школьная зрелость – это психическое развитие ребенка, которое позволяет качественное освоение школьной учебной программы в условиях обучения в группе ровесников.

Если мы хотим сформировать психологическую готовность у дошкольника, то стоит помнить о том, что это постепенный процесс.

Через игровую деятельность, труд, общение со взрослыми и сверстниками, через образовательные занятия развивается и школьная зрелость.

Подготовка к школе необходима и оказывает важное влияние на формирование психологической, физической и интеллектуальной готовности. Есть мнение, что главная задача подготовительных курсов –это научить ребенка читать, считать, решать логические задачи. Но это ошибочное мнение. Действительно развитие интеллекта важно, но не является одной задачей в подготовке к школе. Это только один из этапов.

  • Адаптация в коллективе;
  • мотивация учиться;
  • знакомство с правилами школьной жизни;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие самостоятельности;
  • умение взаимодействовать со сверстниками более важны на этапе подготовки.

Составляющие школьной зрелости:

Мотивационная готовность. Если ваш ребенок хочет идти в школу, потому что там он сможет научиться чему-то новому, узнать интересный материал. Учебная мотивация. Не стоит путать с желанием пойти в школу, чтобы встретить своих друзей из детского сада и поиграть с ними.

Эмоционально – волевая готовность. Если ваш ребенок умеет контролировать свои эмоции и поведение. При выполнении заданий не перенапрягается и не становиться эмоциональным/возбудимым после образовательной и игровой деятельности.

Интеллектуальная готовность. Если ваш ребенок имеет достаточный для 6-7 летнего ребенка словарный запас (от 3500 до 7000 слов), широкий кругозор, запас конкретных знаний.

Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

Физическая готовность. Как проверить, что ребенок уже физиологически готов?

Физическая готовность ребенка определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам. Ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

Оценка физического развития.

  • Развитая мелкая моторика рук. Умеет ребенок держать карандаш, при рисовании не выходить за рамки рисунка.
  • Слух. Хорошо ли ребенок слышит Вас или знакомых. Если есть трудности, то необходимо посетить врача отоларинголога. Для решения данной проблемы.
  • Зрение. Хорошо ли ребенок видит. Перед школой необходимо посетить офтальмолога. *Если у ребенка есть трудности со зрением, то лучше взять справку для школы и начать корректировать зрение.
  • Усидчивость. Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Внешние признаки. Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
  • Выносливость и навыки саморегуляции. Может ли ребенок статично находится в одном положении определенное время. Для дошкольников норма 15-20 минут.
  • Координация моторных навыков. Если дошкольник может играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице, то не стоит беспокоиться. Если есть с этим трудности, то необходимо обратить внимание на упражнения, помогающие развитию координации движении. При отсутствии динамики нужно обратиться к специалисту за консультацией для выявление причины.

Несколько советов для развития координации:

  1. Посещение секции по плаванию и пр. виды спорта ;
  2. Научить ребенка кататься на велосипед или беговеле;
  3. Разрешить ходить по бордюру;
  4. Использовать доску-балансир.

Важность подготовки.

На курсах «Подготовка к школе» дети знакомятся с новыми ролями учитель-ученик, открывают для себя новые знания, учатся общаться и взаимодействовать в группе, постепенно игровая деятельность переходит в учебную. Развивается память и внимание, которые так необходимы будущему первокласснику.

Для определения физической готовности можно использовать Филиппинский тест.

Этот метод отражает уровень созревания нервной системы, степень развития скелета, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Название данная методика получила, потому что впервые этот тест был использован антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах.

Попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Голова в вертикальном положении. Правая рука кладется поперек середины темени, пальцы вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове.

Если ребенок делает это без затруднения, а кончики его пальцев достигают верхнего края ушной раковины, то тест считается положительным. Это значит, что скачок роста уже произошел и ребенок физиологически готов к школе. В 4-5 лет он этого сделать не может, поскольку руки еще короткие. Причина в том, что в 5-7 лет у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Результат Филиппинского теста характеризует не просто биологический возраст ребенка. Он отражает степень физической зрелости организма. В первую очередь - уровень созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Подробную диагностику проводят образовательные центры.

Для записи на бесплатную диагностику перед школой в г. Москва САО переходите на наш сайт.

В следующих статьях: Как развивать внимание и память ребенка? Упражнения для развития мелкой моторики. Как выбрать правильный портфель в школу? Чем отличаются школьные программы?