Бумага для акварели 100% хлопок «Студия» от АО Гамма, крупное зерно, 300г/м.
Оказывается, крупнозернистая или среднезернистая бумага - это две совершенно разные истории, даже если они обе от одной «мамы».
Больше всего удивляет, что имея пробники обеих «Студий», я не получила от них никакой достоверной информации. Либо пробники не соответствуют качеству бумаги, продаваемой на маркетплейсах, либо эти пробники настолько малы, что не способны дать верное представление о продукте.
Короче говоря, моё первое впечатление после приобретения крупнозернистой «Студии», характеризуется одним ёмким словом «нарвалась».
Взяв первый лист из новой пачки и написав на нём этюд, я отложила оставшиеся 9 листов до лучших, то бишь худших времён.
Предварительный эскиз для этого первого этюда выглядел столь многообещающе, что я была крайне раздосадована результатом на формате А3. Акварель легла жёстко, шершаво, грубо, исчезли тонкие цветовые отношения.
Кроме того, оказалось, что в процессе работы из-за неравномерного высыхания, эту бумагу корячит до бесстыдства. Она не просто задирает углы, она изгибается и топорщится всем своим крупнозернистым «телом». Со среднезернистой «Студией» не происходило ничего подобного.
Допускаю, что бумага бОльшей плотности будет вести себя приличнее.
На момент моей покупки, цена на крупнозернистую «Студию» была ощутимо выше, чем на среднезернистую, что воистину парадоксально. На сегодняшний день ценовая ситуация изменилась.
Спустя месяц после первого знакомства с крупнозернистой «Студией», я наконец-то набралась смелости взять второй лист из упаковки и попробовать ещё раз что-нибудь на этой бумаге изобразить. Отдала предпочтение природному пейзажу с водой и деревьями, где шершавость бумаги могла бы оказаться полезной.
И о чудо! У меня получилось. Значит, эта бумага не безнадёжна, надо просто найти к ней подход.
В процессе работы пришла к выводу, что «Студия» категорически не подходит для техники алла прима. На ней не получится писать в один приём, в один слой. Потому что первый слой красок тонет, теряя цвет и тон, оставляя на поверхности бледную шершавую рябь. Эта бумага, похоже, разрабатывалась для сухих техник. Если поверхность листа мокрая, с красками справиться сложно. На мокрой бумаге краски начинают жить своей непредсказуемой жизнью, а часть из них и вовсе гибнет.
Основные трудности случаются на этапе изображения неба или каких-либо светлых объектов. В тонком слое краска теряет насыщенность и оставляет после себя рябь и разводы, но приспособиться можно.
Зато для изображения тёмных объектов бумага хороша. Она готова отработать в нескольких слоях, причём каждый следующий слой будет удачнее предыдущего.
Проще говоря, если не получилось, красим то же самое ещё раз. Если опять не то, красим опять, и так много-много раз. Согласитесь, в этом свойстве тоже есть преимущества. Ведь бумага позволяет исправлять, переделывать, обобщать.
Крупнозернистая «Студия» могла бы найти своих поклонников и почитателей, если только оные найдут время и желание заморочиться, дабы эту бумагу изучить и освоить. Учитывая достаточное предложение по акварельным бумагам и ограниченный спрос, а так же не самую бюджетную цену на данный образец, у меня есть серьёзные сомнения, что крупнозернистую «Студию» будут покупать.
Очень сложные взаимоотношения у «Студии» с гранулирующими красками. На неё плохо ложатся кобальты. Грубо, шершаво. Она готова любую, даже самую деликатную краску превратить в гранулирующую. Поэтому внимательно изучаем пигменты, выбранные для работы. Скорее всего, придётся отказаться от Кобальта бирюзового PG50 и PB28, заменив имитацией на основе PB15. Не захочется брать синие кобальты и церулеумы PB36 и прочие иже с ними.
Короче говоря, эта бумага очень специфична. Она подойдёт далеко не для каждой работы и не для каждого художника.
Для себя принимаю решение не в пользу этой бумаги. По крайней мере до тех пор, пока она не подешевеет. Лучше куплю Малевича или Баохонг.
Не порекомендую её начинающим, но порекомендую экспериментаторам. Тем, кто ищет свой стиль, пытается придумывать новые техники, кто хочет сказать в искусстве новое слово.
Отзыв о среднезернистой бумаге Гаммы, он более оптимистичен:
Все представленные работы написаны на бумаге для акварели из 100% хлопка «Студия» от АО Гамма, крупное зерно, 300г/м на формате А3, с натуры.