Найти тему

«Чувствуется интонация летописца»: лирика и ирония Александра Пономарева

Фрагмент картины. Художник: Бесси Х. Вессель
Фрагмент картины. Художник: Бесси Х. Вессель

Рассказы Александра Пономарева читаются с интересом, ощущается цельность видения мира, авторского стиля. И чувствуется такая интонация летописца: ну да, вот так бывает. И все это люди, живые люди, их судьбы, и можно этих героев пожалеть. При том, что автор позволяет себе по отношению к своим персонажам иронию, он все равно своих героев любит, любовно описывает их жизнь, но не увлекается этим чрезмерно, рассказывает именно о важных вещах, главных в жизни этих героев.

Все вроде бы хорошо, увлекательно, интересно, но почему-то не покидает ощущение какой-то поверхностности написанного, излишнего увлечения внешними деталями (которые легко, без ущерба для содержания, можно было бы удалить). Не хватает глубины в передаче тех жизненных ситуаций, в которые попадают герои – и в то же время есть избыточная чисто внешняя описательность.

Это проявляется, например, в рассказе «Орел и решка»: главный герой едет домой, автор подробно рассказывает о его семейной жизни, семейных праздниках, быте.

Или в рассказе «Подарок» подробно и слишком натуралистично описание, как жена, которую бросил муж, несколько дней пьёт – и тут же рядом всякие описательные красивости: розы в ванной, подаренные сережки. Изображение семейной жизни – какое-то упрощенное, как в рядовых женских интернет-рассказах.

Или портреты-сравнения братьев в рассказе «Семейное дело»: тоже можно было бы поменьше говорить о внешнем, а проявить характеры персонажей через их поступки – ещё до того, как в рассказе произойдут главные события.

Это не значит, что нужно расписывать внутренние монологи, как у Достоевского или Толстого, какие-то обязательные внутренние терзания. Но хотя бы несколько фраз о том, что герой чувствует, ощущает, думает – не помешали бы.

Можно поискать и другие способы углубления замысла: заострить диалоги, ввести пейзажи, передающие, подчеркивающие душевное состояние героев. Потому что слишком уж «в лоб» изображены ситуации, в которых оказываются персонажи, порой даже как-то почти карикатурно…

Но есть и удачи. Очень хорош финал рассказа «Подарок», когда Лера разговаривает с дочерью погибшего мужа: здесь герои даны в динамике переживания.

«– Меня отдадут в приют? – пропустив мимо ушей Лерино отвлекающее сообщение про пряники, спрашивает девочка, еще крепче обнимая мишку.

Лера честно пожимает плечами.

– Не знаю. А откуда у тебя такой красивый мишка?

– Папа в аэропорту купил, – глаза Даши туманятся. – Перед… этим. Вы еще ко мне придете?

Лера вздрагивает. Ей кажется, что сейчас на нее смотрит сам Олег, вернувшийся с того света, чтобы озвучить Лере свою последнюю просьбу.

«Его, его это ребенок.»

– Не знаю, – вспыхнув, уклончиво отвечает Лера, хотя в голове у нее вертится жестокое: «Вот еще. Ни за что».

– Только я все равно буду тебя ждать. Можно?

В дверях Лера, сама, не ожидая от себя такого, оборачивается и обжигается о Дашин тоскливый все понимающий прямо-таки взрослый взгляд, которым она провожает Леру до двери.

«Сейчас на меня навалилось столько хлопот, – думает Лера, снимая бахилы на выходе из отделения. – Надо организовывать похороны. На работе опять же неделю не была. Потом, разберусь со всем, очухаюсь и, может быть, зайду. Девочка же ни в чем не виновата. Хорошая девочка».

Садясь в автобус, она уже знает точно, что придет».

Тексты Александра Пономарева легко поддаются редактуре, доработке, поэтому в принципе можно рекомендовать к публикации рассказы «Подарок» и «Её глазами». Особенно в последнем рассказе хорошо закручена интрига.

Полный разбор

Автор статьи: Елизавета Мартынова – кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Волга – ХХI век», член Союза писателей России.