История Ольги Ивановны и доктора Дымова - как книжная, так и экранная - вызывает бурю эмоций.
Мне удивительно, когда в отзывах Дымова называют тряпкой, а его супругу - легкомысленной особой. Расскажу, какими мне видятся персонажи и почему рассказ кажется актуальным по сей день.
Сюжет
Если не хотите спойлеров, прочтите рассказ, а я напомню сюжет тем, кто читал/смотрел фильм давно.
Новобрачная Ольга Ивановна представляет мужа своим знакомым. Среди них артист, художник, музыкант, актер - люди знаменитые либо подающие надежды.
А муж её Осип Дымов - ничем не примечательный врач.
Ольга Ивановна упражняется в музыке и живописи, ездит к портнихе, отдает визиты и охотится за новыми знаменитостями.
В это время Дымов работает на износ.
В поездке с художниками на Волгу у Ольги начинается роман с Рябовским. Дымов догадывается, Рябовский охладевает, Ольга мучится ревностью.
И лишь когда Дымов смертельно заболевает, спасая больного ребёнка, Ольга Ивановна понимает, что муж её был великим человеком.
Что связало Дымовых?
Понятно, что Дымов любит, а Ольга - нет.
Она вышла за него не из благодарности за самоотверженный уход Дымова за её больным отцом - такие чувства ей не знакомы. Не было и расчета - денег мало, супруг обыкновеннее некуда.
Ни о каких общих интересах нет речи - Дымов не понимает искусства, Ольга ничего не смыслит в его занятиях.
Новобрачная тщетно пытается объяснить свой выбор знакомым, а главное - себе:
не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?
Зачем ей это "медвежье" и как его монетизировать - непонятно, но других зацепок просто нет.
А у меня нет другого объяснения её замужеству, кроме - больше никто не звал. Ольге 22 года, она втерлась в богемную среду, окружила себя мужчинами. Все сыплют комплиментами - но никто не сватается (а то бы Чехов об этом упомянул).
Так ли наивна Оленька?
Я бы не назвала её легкомысленной дурочкой. Она прагматик и потребитель.
Ей хватило мозгов устранить женскую конкуренцию и собрать кружок, где она единственный цветок среди мужчин. Да, что-то пошло не так, но ход неглупый).
Вертела она Дымовым тоже с умом.
Мой любимый эпизод в рассказе - когда Дымов едет на дачу с гостинцами. Он соскучился по жене, проголодался, устал, мечтает о семейном ужине. А на даче незнакомые мужики принимают его за чужого, жена вытуривает обратно в город.
- Ах, как мне жаль тебя отпускать, - сказала Ольга Ивановна, и слёзы навернулись у нее на глазах. - И зачем я, дура, дала слово телеграфисту?
Дымов быстро выпил стакан чаю, взял баранку и, кротко улыбаясь, пошел на станцию. А икру, сыр и белорыбицу съели два брюнета и толстый актёр.
Гениальный эпизод. Придушить Оленьку хочется задолго до того, как она бегает за Рябовским, в то время как муж умирает от дифтерита. Вот с этого момента, когда ей плевать на то, что муж, работает на износ и нуждается в отдыхе. Она прекрасно знает, что Дымов проявит великодушие.
Это какая-то глухота и слепота сердечная, а не отсутствие мозгов.
Какие чувства вызывает Дымов
"Обыкновенный" Дымов пашет на 3х работах: в одной больнице - ординатором, в другой - прозектором, плюс небольшая частная практика. Ночами работает над диссертацией, подрабатывает переводами!
Сутками сидит у постели больного, отсасывает дифтеритные пленки у ребёнка.
Дымов великодушен, чем "угнетает" супругу не хуже толстовского Алексея Александровича:
Этот человек гнетет меня своим великодушием!
Только нужно ему ещё меньше, чем Каренину.
Самый щемящий для меня эпизод в рассказе - когда он делится с Ольгой своей большой радостью.
Он уже знает об обмане, они живут, как чужие люди, но Дымов хочет разделить с женой счастливую минуту:
Однажды вечером, когда она, собираясь в театр, стояла перед трюмо, в спальню вошел Дымов во фраке и в белом галстуке. Он кротко улыбался и, как прежде, радостно смотрел жене прямо в глаза. Лицо его сияло.
- Я сейчас диссертацию защищал, - сказал он, садясь и поглаживая колена.
- Защитил? - спросила Ольга Ивановна.
- Ого! - засмеялся он и вытянул шею, чтобы увидеть в зеркале лицо жены, которая продолжала стоять к нему спиной и поправлять прическу. - Ого! - повторил он. - Знаешь, очень возможно, что мне предложат приват-доцентуру по общей патологии. Этим пахнет.
Вот она, решающая минута, когда Ольга Ивановна могла сделать мужа счастливым, проявив каплю человеческого участия:
Видно было по его блаженному, сияющему лицу, что если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей всё, и настоящее и будущее, и всё бы забыл, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала.
Он посидел две минуты, виновато улыбнулся и вышел.
Вызывает у меня уважение и позиция Дымова по отношению к чуждому ему искусству:
- Твои знакомые не знают естественных наук и медицины, однако же ты не ставишь им этого в упрек. У каждого своё. Я не понимаю пейзажей и опер, но думаю так: если одни умные люди посвящают им всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны. Я не понимаю, но не понимать не значит отрицать.
Почему Дымов терпит такое к себе отношение? Мне видится, что из того же великодушия и душевной чистоты. Он понимает, что в один день Ольгу не изменишь, не опускается до выяснения отношений и готов дать ей время.
Почему рассказ не отпускает
Ольги Ивановны не переводятся. Только вместо этюдов и музицирования у них фитнес-клуб, психолог и реснички. Ну, или водить ребёнка на развивашки.
Они заняты очень важным саморазвитием, а их мужья совершенно не интересуются выставками и мюзиклами, им бы по приходу домой понсть наконец и упасть на диван.
Дай бог этим мужчинам здоровья и запаса прочности.
Читали рассказ? Какие эмоции вызывает у вас эта история?