Все помнят детскую задачку с подвохом «Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм гвоздей?». И все знают правильный ответ. Конечно, килограмм пуха и килограмм гвоздей весят одинаково.
Однако с точки зрения перевозчиков не все так просто. Изменим формулировку задачки, превратив ее в логистическую: «Что дешевле доставить: килограмм пуха или килограмм гвоздей?». Вес по-прежнему одинаковый, а вот будет ли одинаковой стоимость доставки – давайте разбираться.
В чем загвоздка?
Для наглядности изменим килограммы на тонны. Да и в реальности перевозчики имеют дело с большими весами. Теперь очевидно, что тонна гвоздей будет занимать гораздо меньший объем в сравнении с объемом тонны пуха. Соответственно, для перевозки гвоздей хватит небольшого транспортного средства. А вот для перевозки тонны пуха (даже прессованного) потребуется гораздо больший транспорт. А значит, что расходы на транспортировку заметно возрастут. Вот и выходит, что тонна тонне рознь. Перевозка тяжелых грузов экономически выгодней. Особенно это заметно на крупных партиях товара.
Как же рассчитывают стоимость доставки перевозчики?
Кроме веса и объема при расчете стоимости транспортировки учитывается и такой параметр как объемный вес. Это расчетная величина, отражающая плотность груза. Иными словами, сколько весит один кубометр груза. Для определения стоимости перевозки грузоперевозчики сравнивают расчетный объемный вес и фактический вес брутто.
В общем случае расчетный объемный вес определяется по формуле (объём, м3 * коэффициент). Коэффициент определяется транспортной компанией. Рассчитывается по формуле (100см*100см*100см)/6000, хотя могут быть варианты. В авиакомпаниях, например, объём делят на 6000, ж/д перевозчики на 5000, редко на 4000.
В целом можно ориентироваться на следующий минимально допустимый вес одного кубометра:
для авиаперевозок – 167 кг
для автоперевозок – 300 кг
для морских перевозок – 1000 кг
для железнодорожных перевозок – 200 кг
Расчетную величину сравнивают с фактическим весом. Поскольку плата взимается за перевозку килограмма груза, тариф применяется к большему значению.
Попробуем рассчитать
Рассмотрим примеры:
- Авиаперевозка ящика, объём 0,72 м3, вес 130 кг. Тариф перевозки – 10 USD за 1 кг. Объемный вес определяем по формуле 0,72*167 = 120,2 кг. Сравниваем объемный вес с фактическим: 120,2 < 130, значит плата будет взиматься за фактический вес. Т.е. стоимость грузоперевозки будет 10 USD*130 кг = 1300 USD.
- Автомобильная перевозка коробок, общий объем 1,44 м3, вес 394 кг. Тариф перевозки – 10 USD за 1 кг. Определяем объемный вес 1,44 * 300 = 432 кг. Сравниваем объемный вес с фактическим: 432 > 394. Фактический вес одного кубометра слишком мал, перевозчику невыгодно везти такой легкий груз, значит тариф применяется к объемному весу. Т.е. стоимость грузоперевозки 10 USD * 432 кг = 4320 USD.
Как мы видим, объемный вес является важным показателем в логистике при определении стоимости перевозок. Перспектива снижения стоимости за счет уменьшения объема стимулирует грузоотправителей упаковывать грузы более эффективно, используя компактные и легкие упаковки.