Найти в Дзене
Узнавай новое!

Исчезнувшие здания Екатеринбурга: первый ипподром

Первым спортивным сооружением в Екатеринбурге был ипподром. Он открылся в 1885 году. Где находился наш первый ипподром и что сейчас на его месте? Давайте, посмотрим. Ипподром был построен по инициативе членов Общества охотников конского бега на собранные ими средства. Поначалу общество состояло из участников строительства железной дороги Екатеринбург - Тюмень, приехавших в наш город из Москвы и Петербурга. В 1890-х гг. постоянными членами и активистами общества были местные предприниматели и банкиры, среди них - семья Агафуровых Пётр Давыдов, Алексей Железнов и другие. Некоторые из них имели крупные конюшни, принимали участие в соревнованиях как владельцы лошадей и как наездники. Участок земли для строительства ипподрома был арендован у Верх-Исетского горного округа и находился между Верх-Исетским заводом и улицей Московской. На плане Екатеринбурга 1910 г. (слева) показано расположение ипподрома, а справа - это же место на современной карте Екатеринбурга. Получается что сейчас на

Первым спортивным сооружением в Екатеринбурге был ипподром. Он открылся в 1885 году. Где находился наш первый ипподром и что сейчас на его месте? Давайте, посмотрим.

Екатеринбургский ипподром, 1913 г. Источник: https://pastvu.com/p/300167
Екатеринбургский ипподром, 1913 г. Источник: https://pastvu.com/p/300167

Ипподром был построен по инициативе членов Общества охотников конского бега на собранные ими средства. Поначалу общество состояло из участников строительства железной дороги Екатеринбург - Тюмень, приехавших в наш город из Москвы и Петербурга.

В 1890-х гг. постоянными членами и активистами общества были местные предприниматели и банкиры, среди них - семья Агафуровых Пётр Давыдов, Алексей Железнов и другие. Некоторые из них имели крупные конюшни, принимали участие в соревнованиях как владельцы лошадей и как наездники.

Участок земли для строительства ипподрома был арендован у Верх-Исетского горного округа и находился между Верх-Исетским заводом и улицей Московской. На плане Екатеринбурга 1910 г. (слева) показано расположение ипподрома, а справа - это же место на современной карте Екатеринбурга.

Расположение ипподрома на плане Екатеринбурга 1910 г. (слева). Справа - современная карта города. Дворец молодежи находится примерно на месте первого ипподрома. Источник; https://retromap.ru
Расположение ипподрома на плане Екатеринбурга 1910 г. (слева). Справа - современная карта города. Дворец молодежи находится примерно на месте первого ипподрома. Источник; https://retromap.ru

Получается что сейчас на месте ипподрома находится Дворец молодежи и парк ХХII партсъезда.

На территории ипподрома располагались беговая дорожка длиной в 1 милю, конюшни и открытые помещения для зрителей на старте.

Входной билет стоил 15 копеек, дополнительно за 30 копеек можно было купить билет на ненумерованное место, а за 0,5 - 2 рубля - на нумерованное. Кстати, за 15 копеек в то время можно было купить 1 фунт сахара, за 30 копеек - килограмм свинины.

Билет на ипподром. Хранится в Свердловском областном краеведческом музее
Билет на ипподром. Хранится в Свердловском областном краеведческом музее

В конце 19 века в нашем городе было не так уж много мест для проведения досуга. Ипподром полюбился горожанам. Здесь проводили не только конные бега и скачки. С 1887 г. по 1900 г. здесь проводились первые на Урале соревнования велосипедистов.

В 1895 г. был организован тотализатор, который вызвал большой интерес среди публики. Кроме того, для привлечения зрителей на территории ипподрома открыли центральный павильон и буфет, а в антрактах играл оркестр.

В 1911 г. с беговой дорожки впервые в Екатеринбурге взлетел самолет "Блерио-XI-бис" под управлением А. А. Васильева. Это стало настоящим событием для горожан. Трибуны были переполнены зрителями, как и крыши соседних домов. Входной билет на это мероприятие стоил 3 рубля - по тем временам немалые деньги.

Только представьте себе - впервые в жизни человек видит машину, взлетающую в небо! Современного человека невозможно ничем удивить до такой степени. Наши предки радовались и удивлялись простым вещам и, возможно были счастливее нас, привыкших к техническому прогрессу.

В 1916 г. в нашем городе сложилось Общество друзей авиации, которое занималось сбором средств на проектирование и строительство аэропланов, обучением пилотов в лётных школах. На собранные средства приобрели собственный самолёт. Пилотом и инструктором был известный военный лётчик Алексей Данилович Муратов.

Пилот А. Д. Муратов и первый аэроплан Nieuport на ипподроме Екатеринбурга, 1917 г. Источник: https://pastvu.com/p/1207543
Пилот А. Д. Муратов и первый аэроплан Nieuport на ипподроме Екатеринбурга, 1917 г. Источник: https://pastvu.com/p/1207543

До 1917 г. ипподром периодически использовали для взлета и посадки самолетов.

После революции ипподром не работал, т. к. лошади приняли участие в Гражданской войне, хоть и не имели политических взглядов.

В 1920 г. и в 1921 г. здесь проводились первая и вторая олимпиады Приуральского военного округа.

Со второй половины 1920-х гг. до 1930 г. ипподром снова использовали для нужд авиации. А с 1930 г. по 1960 г. здесь возобновились конные соревнования и подготовка лошадей для армии и народного хозяйства.

В 1960 г., после визита в наш город Н. С. Хрущева, ипподром закрыли, т. к. партийный лидер счёл скачки и тотализатор пережитком капитализма.

Свердловск, снос ипподрома, 1960-1969 гг. Источник: https://pastvu.com/p/1207553
Свердловск, снос ипподрома, 1960-1969 гг. Источник: https://pastvu.com/p/1207553

Иппродом простоял в запустении до конца 1960-х. После сноса построек здесь обустроили парк ХХII партсъезда, а в 1970-х построили Дворец молодёжи.

Свердловск, Дворец молодежи, 1974 г. Автор фото; Анатолий Грахов
Свердловск, Дворец молодежи, 1974 г. Автор фото; Анатолий Грахов

Так выглядит Дворец молодежи в наши дни.

Дворец молодежи
Дворец молодежи

Территория, на которой почти сто лет располагался ипподром, в наши дни изменилась до неузнаваемости. Как думаете, на пользу ли городу такая перемена?