В культурологии (науке о культуре) есть интересная теория, выдвинутая немецким философом В. Беньямином: массовая репродукция и распространение произведений искусства ведет к тому, что эти произведения искусства теряют свою ауру.
Здесь под аурой понимается качество предмета, которое делает его более возвышенным и божественным. Сейчас нам эта мысль кажется странной, но стоит вспомнить, что долгое время, как такого искусства не было, оно всегда являлось частью чего-то большего. Самый яркий пример — религия. Какие-нибудь фрески или орнаменты украшали храм, они воспринимались как нечто неотделимое от дома Господня. Поэтому некая сакральная аура распространялась и на такие убранства. Но в эпоху массового распространения никого не удивить репродукцией икон или святых, календари с ними продаются везде.
Согласно этой теории, такая доступность искусства нивелирует его значимость и эстетические качества, превращаясь в китч. Действительно, как можно наслаждаться великими картинами Ивана Айвазовского, если их печатают на пакетах, в которые кладут картошку? Ничего не имею против картошки, но вы поняли идею. Это как прийти на выставку художника, увидеть «Девятый вал» и вспомнить, что как раз брали лук по акции в таком пакете.
Теория о потере ауры отлична во всем, кроме одного...она не подтверждается практикой. Если бы широкая тиражируемость действительно «вредила» искусству, то давно бы закрылись все музеи и театры. Но человечество продолжает вставать в длиннющие очереди, чтобы увидеть картины Архипа Куинджи, Уильяма Тёрнера и многих других. Даже есть обратный эффект: кто-то, увидев вас выходящим из магазина с пакетом, на котором изображена репродукция картины Клода Моне, заинтересуется искусством и захочет увидеть эти шедевры своими глазами. Поздравляю, ваш поход за продуктами для супчика сподвигнул человека увлечься изобразительным искусством, вы великолепны!
Тем не менее здравое зерно в теряющейся ауре есть. Мы живем в эпоху контента, во времена, когда человек практически никогда не остается наедине с собой, а скука превращается в рудимент цивилизации. Современный человек всегда может себя чем-нибудь занять, и потребление бесконечного потока контента стало привычной рутиной. И в таком состоянии мы действительно что-то теряем, нас сложнее удивить чем-то новым, мы становимся равнодушны к прекрасному. Например, музыка. Какая бы ни была красивой композиция, но если слушать ее много раз, то она теряет свой шарм и магию. Поэтому я стараюсь наслаждаться понравившимися песнями как можно реже, чтобы сохранить это чувство новизны и отдалить ощущение навязчивости и вторичности. Чего и другим желаю.