1. Приход к Власти и идеи Наполеона I
Просветительские идеи XVIII в., которые активно развивали крупнейшие мыслители, способствовали формированию новых социальных взглядов, новой морали и эстетики. Воплощением новых ценностей - естественности, простоты, ясности - стала классическая архитектура, вновь утвердившаяся во Франции во второй половине столетия. В появившемся стиле неоклассицизма были предприняты шаги по созданию ансамблей, открывающих свободный обзор на город, придавая ему новый стройный вид. Город становится объектом архитектурного воздействия на человека. Новации реализуются и в живописи. Особенно активно развивается исторический, портретный и батальный жанры изобразительного искусства, в период правления Наполеона Бонапарта. Значительное влияние на развитие искусства Франции оказал Людовик XIV, правивший государством с 1643 по 1715 гг. Понимая всю важность художественной культуры, «Король-Солнце» сделал свои взгляды в искусстве господствующими. Он выступал инициатором создания многих картин и архитектурных сооружений, обсуждал с художниками сюжеты работ.
Столетие спустя Наполеон Бонапарт, придавая большое значение личной пропаганде, понимая всю важность и силу искусства, следовал в этом направлении по стопам Людовика XIV. Амбиции французского императора в области искусства «вытекали из проводимой им политики строгой централизации экономической, государственной и общественной жизни страны. «Король без облачения не король", - заявлял Наполеон и требовал, чтобы искусство и архитектура Франции отражали его достижения».
2. Ампир как способ выражения величия наполеоновской Франции.
Ампир-художественный стиль, популярный в странах Западной Европы и, отчасти, в России, в первой трети XIX века; проявил себя главным образом в архитектуре, в оформлении интерьеров и в декоративно-прикладном искусстве. Ампир зародился во Франции, в период империи Наполеона, который видел. назначение искусства в прославлении своей личности и своих воинских подвигов. Как и классицизм, ампир опирался на наследие античности, но образцом для него служило главным образом искусство императорского Рима, отличавшееся пышностью, помпезностью, приверженностью военной триумфальной тематике. Ампир утверждал идею имперского величия посредством многочисленных атрибутов и символов. Мастера Наполеоновской эпохи брали за образцы величественные мотивы и образы Древней Греции, Рима и Египта. «Ведущая роль в формировании нового стиля - ампира (Empire - империя, от лат. imperium - командование, власть) - принадлежала имперскому живописцу Ж-Л. Давиду». Он «разрабатывал эскизы мебели и оформления интерьеров, диктовал моду в одежде, используя собственные рисунки, сделанные им с этрусских ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье.
На холсте она изображена в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем. Кушетка, ставшая благодаря необычной конструкции хрестоматийным артефактом, была изготовлена мастером Жакобом».
Наиболее яркое проявление ампир нашел в архитектуре. Для зданий этого стиля характерна монументальность, широкое применение ордерной системы, противопоставление больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям. Новый художественный стиль обладал следующими чертами: парадным пафосом императорского величия, монументальностью, обращение к художественной традиции императорского Рима и Древнего Египта,
использование в качестве декоративных элементов атрибутов римской военной истории. Суть ампира как художественного стиля точно передана в словах самого Наполеона: «Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы извлекать из неё звуки, аккорды, гармонию».
Ампир богат ассоциативными образами. «Орел становится символом империи и украшает древки флагов воинских соединений. Маска Аполлона представляет «Короля - Солнце». Лук, стрелы и скрещенные мечи символизируют военные успехи. Лебедь - супругу Наполеона Жозефину.» Дорогая мебель делается из темного дерева с золочеными рельефными и ажурными бронзовыми накладками в виде доспехов, лавровых венков, ликторских связок и орлов. Особым успехом пользуются будуарные туалетные столики с вращающимися зеркалами - псише. Придворными архитекторами Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен Они оформляли интерьеры императорских дворцов, построили триумфальную арку в Париже. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны».
Ампир в Живописи. Одним из главных представителей неоклассицизма и ампира в наполеоновской Франции становится Жак-Луи Давид (1748 - 1825). В пришедшем к власти Наполеоне Давид увидел идеальную модель. Галерею его «бонапартистских» работ открывает композиция «Наполеон на перевале Гран-Сен-Бернар» (1801), где воплощен байронический герой, указующий рукой путь нации в будущее.
Ампир — это архитектурный стиль, для которого характерно подражание античным постройкам. Для зданий этого стиля характерна монументальность, широкое применение ордерной системы, противопоставление больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям. Новый художественный стиль обладал следующими чертами: парадным пафосом императорского величия, монументальностью, обращение к художественной традиции императорского Рима и Древнего Египта, использование в качестве декоративных элементов атрибутов римской военной истории.