Из диалога:
— Мне так нравится, как некоторые писатели дают характеристики внешности. Типа: его внешность и сладкая, и соленая. И вот вникни, что это?
— Он был как соленая карамель. :)
Должен ли герой (не героиня!) книги быть красивым?
Казалось бы, все просто: герой вообще никому ничего не должен.
Как бы не так.
Мне часто задают этот. Многие писатели прекрасно понимают характер своего героя (ну еще бы!), а вот с внешностью заморачиваются, мечутся между «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны» и «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
А герой-то условно положительный! Не о злодеях речь, с ними как раз проще.
С героинями все более-менее ясно. Писатель все равно покажет в ее внешности такую черту, которая сделает даже дурнушку притягательней красавиц.
Что касается героев-мужчин, то тут писательская братия (и сестрия) шатается из стороны в сторону, как сосновый бор под ветром.
На «шатания» влияют:
► собственное понимание мужской красоты,
► подражание (свой герой похож на героя любимых книг),
► представления в конкретном обществе, принятые установки,
► массовые стереотипы,
► закрепленные в культуре архетипы, типажи,
► мода,
► веяния в культуре (кино, шоу-бизнес и прочее),
► «растиражированные» герои известных книг, фильмов и многое, многое другое.
Так было во все времена.
Скажем, в немецкой литературе немало героев, подобных юному Вертеру (Гете).
В нашей литературе не переводятся Онегины, Печорины, Болконские, Данко и т.д.
Новые модные течения рождают новых героев.
Например, с волной «вампиризма» появились высокие, худосочные, но стройные белокожие брюнеты с тонкими музыкальными пальцами и длинными ногами.
Другая «волна» породила целый сонм эдаких кряжистых, спортивных, мускулистых, широкоплечих героев-мужчин (за таким, как за каменной стеной).
Третья явила миру пухлого, щекастого, несколько рыхлого, ужасно обаятельного толстяка (в меру).
Четвертая волна родила явного ботаника: очкарика с взъерошенными волосами, немного сутулого, вообще без мускулатуры, но симпатичного.
Не утихает волна «реальных пацанов», во внешности которых обязательна хотя бы одна, но привлекательная черта, будь хоть это ямочка на щеке, улыбка или симпатичная лопоухость.
Да вы и сами можете привести примеры таких волновых явлений. Не только у нас, вообще в мировой культуре. Возьмите хотя бы часть азиатской литературы в жанре янг-эдалт с непременным культом мужской красоты.
🔴 И это нормально. Условно положительный герой должен нравиться читателю, вызывать интерес, сопереживание.
Скажем честно, откровенных «некрасавцев» в литературе, как, например, Квазимодо (В. Гюго, «Собор Парижской богоматери») не так уж много. Почему?
Спасибо писателю Марии Деминой, которая напомнила мне замечательное рассуждение О. Генри:
«Я прошу приостановить действие драмы, пока хор, приблизившись к рампе, оплакивает тучность мистера Хувера. Настройте свирель на грустный лад, который говорил бы о трагедии ожирения, о проклятии полноты, о бедствии, называемом тучностью. Будь Фальстаф не так толст, он, быть может, изливал бы целые тонны романтизма там, где Ромео пробавлялся жалкими унциями, хотя у него можно было пересчитать все ребра. Влюбленный может вздыхать, но задыхаться ему не полагается. Толстяк — достояние Момуса. Напрасно бьется горячее сердце над талией в пятьдесят два дюйма. Назад, Хувер! Хувер сорока пяти лет, краснощекий и глупый, имеет шансы покорить самое Елену Прекрасную, но Хувер сорока пяти лет, краснощекий, глупый и толстый, — человек пропащий. Нет, Хувер, тебе не на что надеяться». (О. Генри, «На чердаке»)
Прав писатель. Можно, конечно, сделать характер героя замечательным. Да, такой герой может запомниться, но если он не будет нравиться читателю (если в героя потенциально нельзя влюбиться), никакой характер не поможет. Читатель быстрее "очаруется" прекрасным антагонистом (вспомните Локи, Дориана Грея, Эдварда Каллена и прочих).
Однако не будет ли «усиление» героя красивой внешностью недостоверным? Не сработает ли эффект бумеранга?
🔴 Приемов, которые помогают создавать интересного героя, много.
Сегодня, на мой взгляд, отлично работают два приема. Они не являются открытием двадцать первого века, конечно.
1️⃣ Контраст внешности и характера
Пьера Безухова (Л.Н. Толстой, «Война и мир») нельзя назвать красавцем:
«...он, с своим некрасивым лицом...»,
«...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке...»,
«... выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками...».
Однако его отношение к людям, сострадание, мировоззрение, доброта, искренность, честность – его замечательный характер в целом позволил не только Наташе Ростовой полюбить Пьера, но и расположить к себе читателя.
Герой А. Сапковского («Ведьмак») Геральт высок и строен, но это все, что можно отнести к красоте. Возраст его трудно определить по лицу. Лицо худое, даже «истощенное». Много морщин. У него волосы молочного оттенка, желтые глаза с вертикальными зрачками. Медальон с головой волка и меч не придают его прикиду – черной куртке с заклепками, высоким сапогам – «сущим лохмотьям» по выражению Лютика – элегантности. Почти все, кто с ним сталкивается, называют ведьмака неприятным. К тому же почти все считают его характер скверным.
При этом Геральт пользуется успехом у женщин, имеет верных друзей. И, конечно, любим читателями.
За «скверностью характера», грубостью, сарказмом скрываются ум, честность, умение говорить правду в глаза, умение любить и дружить, собственные моральные установки, позволяющие делать выбор, притягательный индивидуализм в сочетании с разделением общечеловеческих (в данном случае – общерасовых) ценностей.
2️⃣ Деталь-ключ во внешности
Длинный нос обаятельного Буратино, меняющие цвет глаза симпатичного сэра Макса (Макс Фрай), шрам на лбу Гарри Поттера…
Почему-то именно Роулинг приписывают этот прием, что, разумеется, не так. Однако она умело им воспользовалась. Магическое проклятие, отразившееся во внешности героя – ключ ко многому: к характеру Гарри, к его поступкам, к событиям в целом.
Честно говоря, лично мне кажется, что этот прием слишком «топорный». Ну словно ослепший музыкант или глухой барабанщик на пенсии. Что-то из ряда «одноногая собачка».
Так и не ответив на поставленный в названии вопрос, я задал его знакомым писателям: должен ли герой (не героиня!) книги быть красивым?
Даже не ожидал, что будет целая дискуссия, из которой я приведу только некоторые высказывания во второй части. А еще далее подведем итоги: что же делать со внешностью героя книги.
Пока хочу спросить у подписчиков-писателей: как вы справляетесь с описанием героя? Должен ли он быть красивым?
Все статьи в подборке "Герои"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.