Эвакуация 17-й армии с таманского полуострова – интереснейшая страница истории, в которой есть и БДБ (которые совсем не быстроходные и не совсем баржи) и канатная подвесная дорога через Керченский пролив, и «добровольно-принудительная» «эвакуация» казачьих семей (настолько «добровольная», что треть «эвакуируемых» просто разбежалась). НО это тема отдельного рассказа, она просто связана с темой нашего повествования.
Мы же «зацепим» в этой статье предысторию гибели трех наших боевых кораблей, ибо она даже важнее, чем сам факт гибели (саму историю этой операции мы рассмотрим чуть позже).
Почему?
Попробую пояснить. После того, как я закончил изучать подборку немецких документов по данному вопросу, я (ради интереса) начал разбирать статьи, посвященные данной теме. Что я могу сказать?
Из тех, кого я прочел, до сути главного вопроса не добрался никто. Вопросы о том, «прикрывала эсминцы и лидер наша авиация или нет?», «была у немцев радиолокация или нет?», «нужно ли было обстреливать Ялту или нет?», «нужно ли было спасать лидер «Харьков» или нет?» Все это вопросы вторичные, тактические.
Просчет в проведении операции «Верп» (по памяти так она называлась) четко виден, только если поднять ВСЮ информацию: расстановку подводных лодок, действия авиации, действия противника, пути его эвакуации. И только после того, как мы сложим всю эту информацию воедино, станет понятно, что помимо тактических просчетов был просчет стратегический. Нет, это не «очернение нашего славного прошлого» (и к командующему ЧФ Л.А,Владимирскому лично я отношусь с большим уважением). Это просто «разбор полетов», в той ситуации, когда на руках есть «расклад» документов и с одной и с другой стороны.
Попутно получается очень интересное сравнение действий авиации в 1943 и в 1944 году (но это тема отдельная). Потому начнем издалека (так проще понять ситуацию).
Пока мы просто открываем журнал боевых действий немецкого адмирала Черного моря (это должность) вице-адмирала (это звание) Г.Кизерицки, и начинаем читать (попутно пользуясь другими первичными немецкими документами).
Из журнала боевых действий вражеского адмирала Черного Моря Густава Кизерицки, он еще был жив в ту пору, но… («Аннушка уже разлила масло…» (С) Булгаков)
«01.10.43 Люфтваффе доложило, что корабли и плавсредства на Черном и Азовском морях не наблюдаются»
Противник видит катера в Ейске, Анапе, Новороссийске, но разведчик «Не-111Н16/R3» из эскадрильи Kustenstaffel Krim взлетевший с аэродрома «Севастополь VIII» (он же Юхарина балка) советского флота не видит. Немцы переправляют через Керченский пролив войска, численностью более 250 тыс. человек, материальные ценности, вывозят топливо и продовольствие.
А где же советский флот?
А, здесь он, немцы его тоже наблюдают. Причем есть одна интересная (дополнительная) информация. Традиционно принято писать о том, что самолет Ju-188 использовался только на Западном фронте. Цитирую:
Поставки в воинские части Ju 188 начались в августе 1943 года. Первый боевой вылет Ju 188 совершили в ночь на 16 октября 1943 года во время налёта на Лондон, где Ju 188 выполняли функции целеуказателей. Ju 188 выполняли авианалёты на Лондон и Англию до сентября 1944 года. Позже Ju 188 были приписаны группе, находившийся в Норвегии. Около 10 Ju 188 вошли в состав ВВС Франции, где эксплуатировались до 1951 года
Данные не полные. Оказывается на Черном море они тоже работали (и более того, одна машина здесь и осталась навсегда). Летали они (как и Kustenstaffel Krim ) с аэродрома Юхарина балка (и во рву, окружавшем некогда аэродром, выкопали «запчасти», в частности, характерное остекление фонаря кабины). Двойка Ju 188D летает над нашими базами и видит в Поти «Линкор, тяжелый крейсер, два эсминца (один в плавдоке), 6 подводных лодок (из них три в доке), 7 тральщиков, «обрубок» (так в оригинале) крейсера в постройке (скорее всего крейсер «Фрунзе»), два плавкрана, два плавдока, 40 катеров…», и кроме того, плавбазу подводных лодок, судно снабжения, охотник за подводными лодками (массу других плавсредств).
В устье р. Хоби .противник наблюдает «обрубок» крейсера «Коминтерн», поврежденный эсминец, тральщики, подводные лодки. В Очемчири противник видит базу подводных лодок, 6 тральщиков (из них 4 на слипе).
Картина вырисовывается не очень радостная для советской стороны, флот «залечивает раны», нанесенные немецкой авиацией. Но нас интересует не конкретная «картинка» (она дается каждый день и постоянно меняется). Нас интересует сам факт: противник очень внимательно отслеживает: где какой корабль стоит и в каком состоянии находится (и отслеживание идет каждый день).
Еще один нюанс: активно работает радиопеленгаторная станция в Евпатории, она фиксирует радиопереговоры девяти советских подводных лодок и примерно пеленгует их расположение. Теперь мы открываем советские документы и смотрим расположение подводных лодок.
По советским данным расстановка лодок была следующей:
-Щ-209 (позиция 91 на линии Тарханкут - Сулина),
-Щ-202 (позиция 92 Севастополь -Констанца),
-С-33 (позиция 93 мыс Тарханкут),
-С-31 (позиция 95, линия Тарханкут -Евпатория),
-М-117 (позиция 96, район Севастополя),
-М-54 (район Севастополя),
-М-55 (позиция 97 южный берег Крыма).
Немцы малость ошиблись. Лодок в море было не девять, а семь. (Но факт остается фактом, радиопереговоры наших подводных лодок немцы отслеживали). Важно другое: наши подводные лодки «ловили» войсковые перевозки по морю из Крыма в Румынию.
Потому, открываем документы по немецким морским перевозкам, и… (тишина). В море один конвой Варна-Констанца. Все перевозки из Крыма ведутся по суше. По документам 17-й армии видно, что части, которые выводятся в Крым с Тамани (через пролив) активно перебрасываются по железной дороге, которую немцы уже давно перешили на свою колею (руками пленных). Более того, они достроили западную ветку от современной станции Вадим, (в ту пору Червоный Чабан) на Херсон. Большая часть войск с Тамани шла транзитом через Крым не в Румынию, на линию Вотан. В статьях, посвященных освобождению Крыма я уже давал ответы на вопросы: «Кто? Куда? Когда?» (если интересно, могу повторить информацию).
Удар нужно было наносить по Керченской переправе. Какими силами?
Да, флот в 1943 году был в весьма сложном положении, и работали, в основном, подводные лодки, но при этом, флотская авиация уже получила новую материальную часть, и была достаточно боеспособна. А, что с ней?
В своих статьях я достаточно жестко отозвался о работе ВВС ЧФ в апреле 1944 года. И, как бы со мной не спорили, к сожалению, это факт, (от которого не уйдешь): большая часть «побед» ВВС ЧФ, это увы…(не будем повторяться). А как было в 1943-м? Как работала авиация?
Погода в этот день (01.10.1943) была нормальная: легкий ветер, видимость 8-10 миль. Немецкая эвакуация заканчивается, и через пролив начинают перебрасывать наиболее боеспособные немецкие части, прикрывавшие отход (и их артиллерию).
До этого, только за период с 27 по 30 сентября 1943 года противник перебросил 14 390 тонн армейского имущества, 31 362 немецких солдат и союзников, 1204 раненых, 406 гражданских, 3554 автомашин, 3959 конных повозок, 410 орудий, 10 894 лошади, 1225 голов скота, 25 танков.
На перевозке войск 01.10.1943 года работают 42 БДБ (1, 3, 5 и 7 флотилии) и 5 паромов Зибеля, 26 лихтеров, 11 буксиров, 4 шхуны, 3 транспортных корабля. За сутки перевезено 671 солдат, 81 раненых, 969 тонн имущества, 536 продовольствия, 586 тонн стройматериалов, 110 тонн вещевого имущества, 406 тонн боезапаса, 62 пленных, 122 голов скота, 275 лошадей, 121 автомобиль, 8 тяжелых орудий. Это данные чисто по флотским перевозкам, без учета 511 тон переброшенных по подвесной дороге через пролив.
Совершенно очевидно, что нужно наносить удар по перевозкам в проливе. Моторесурс, у флотской авиации (судя по донесениям) еще есть, топливо – тоже.
На самом деле очень интересно сравнивать данные одной и другой стороны (и очень интересно, когда данные совпадают). Смотрим действия флотской авиации. Прежде всего: в отличие от апреля 1944 года советские данные и данные противника очень четко совпадают.
Ночью (по советским данным с 1 до 2 ночи) семь летающих лодок МБР-2 из 119-го МРАП поодиночке вылетали бомбить Тамань. Бомбовая нагрузка по 200 кг бомб на самолет (но один МБР-2 не смог выполнить задание). Противник налет отмечает, но потерь нет.
Второй налет был достаточно серьезным. Противник отмечает налет на Геническ. Да, действительно, если мы посмотрим сводки авиации ЧФ, то выяснится, что да, в этот день, в 16.10 (по советским часам) был мощный налет на Геническ в котором участвовало 26 бомбардировщиков (из 36-го и 40-го авиполков ЧФ) под прикрытием 21 истребителя. (6-й гвардейский и 11-й авиаполк ЧФ). При этом в документах противника указывается, что «потерь у Кригсмарине нет». Это действительно так? (Или немцы что-то скрывают?).
На самом деле не совсем так. Под налет попала морская береговая артиллерия и артиллерийские лихтеры. Флотилии артиллерийских лихтеров немного повезло в том плане, что большая их часть находилась на патрулировании у острова Бирючий и в проливе, и вернулись они после окончания налета.
В 18 часов из Геническа ушли: артиллерийский лихтер MAL-1, две БДБ № 493 и 575, 4 сейнера, катерные тральщики ( те же сейнера) № 3, 7, 11 и командный катер WM2229.
Но то Геническ. Противодействовали ли самолеты ЧФ эвакуации немецких войск в проливе?
В 16.10 шесть Ил-2 под прикрытием истребителей наносят удар по Сенной, и вроде бы как топят две БДБ. По немецким данным налет отмечен, но потоплений нет. На одной на барже (F312) один человек убит осколками и на другой (F574) два тяжелораненых. Имеются повреждения материальной части (но не критические).
Если мы посмотрим на боезапас летавших Ил-2 (он есть в донесениях), то выяснится, что самолеты, летавшие с аэродрома Геленджик, несли мелкие осколочные бомбы.
Потом в 18.30 пять И-15 (62-й иап) и 2 МБР-2 летали бомбить Тамань, противник потерь не отмечает.
Нельзя сказать, что остальная авиация ЧФ бездействует, она работает, активно работают оба штурмовых авиаполка, но работают они как армейская, штурмуя передовую линию немецких войск, поддерживая армейцев.
Продолжаем?