Сегодня я хочу рассказать о замечательном художнике. С его завораживающими работами, наверняка знакомы и Вы, мои читатели. Моё заочное знакомство с ним произошло ещё в прошлом тысячелетии, когда я была маленькой девочкой, то оставалась в садике на пятидневку. Вечером детей было немного, в тишине я открывала книжку, одну из тех которые были в нашей игротеке, и погружалась в таинственный и волшебный мир. За окном бушевала непогода, а я сидела с игрушками на ковре и складывала из букв слова. Дети тогда читали то, что находили, а красочные необычные иллюстрации, помогали преодолеть робость перед, как мне казалось, взрослой книгой. Я читала баллады Жуковского и разглядывала картинки. Лесной царь, епископ Гаттон, Людмила и её жених сменялись у меня перед глазами. Баллады произвели на меня неизгладимое впечатление. Позже в школьной библиотеке, в пионерских лагерях и санаториях мне не раз попадалась эта книга и я снова и снова перечитывала её и любовалась. Иллюстрации, которые меня поразили тогда я размещу в конце статьи вместе с рассказом о приключении связанном с этой книгой. А сейчас хочу показать другие, которые я видела в детстве.
Позже мне в руки попалась книжка «Городок в табакерке», а там великолепные сюрреалистические иллюстрации. Сон мальчика Миши и маленький городок, который он увидел. Примерно в это же время мне подарили пластинку «Золотой ключик» и тут я впервые отметила сходство обложки и книги. Я поняла, что автором является один художник, некто А. Кошкин. Позже, уже, будучи школьницей, я получила в подарок книгу «Золотой ключик» на английском языке. Какое же это было наслаждение рассматривать её.
Возможно красота этих иллюстрации сыграла определённую роль в моей судьбе, когда я выбирала профессию.
Несколько моих знакомых поступали в Строгановку на Искусство графики, от них я узнала, что Александр Арнольдович преподаёт на этой кафедре. Как-то раз, набравшись смелости, пришла на Искусство графики с книгой «Золотой ключик». На кафедре я сразу увидела Кошкина, и признаться, он был не в самом лучшем настроении. Я попросила его подписать книгу.
– Вижу, вижу – буркнул он. И расписался на первом листе, плохо пишущей ручкой.
Что ж, я была благодарна и за это. Вдруг я услышала, как другой преподаватель просил подсказать ему правописание латинской фразы – sic transit gloria mundi. Я в это время, как раз увлекалась латынью и помогла преподавателю с правописанием. Тут Александру Арнольдовичу стало неловко, он взял книгу обратно и дописал мне развернутое пожелание.
Ещё хочу отметить, что в выставочном зале университета часто проходят персональные выставки преподавателей и мне удалось посетить выставку Александра Кошкина. Авторские иллюстрации чуть больше чем представлены в книгах, но когда их рассматриваешь, удивляет, то, что красочные мазки тоньше волоса и из этих тонюсеньких мазков состоят крупные цветовые пятна. Поэтому цвет в иллюстрации сложный, очень яркий и даже вибрирующий. Ракурсы, с которых художник видит героев, часто очень интересны. Они могут быть резко сверху или резко снизу, из окна или как отражение в зеркале. Благодаря такому подходу, читатель глубже погружается в произведение, видишь историю глазами героев. Так например Лесной царь и увидел младенца - сверху, с деревьев, когда лошадь его отца промчалась внизу.
Прошли годы, у меня появились дети. Я стала собирать детскую библиотеку, и одним из номеров у меня шли Баллады Жуковского с иллюстрациями Кошкина. Не найдя её в ближайшем букинисте, я решила обратиться к ОЗОНу. И тут меня ждал настоящий квест. Потому что, за одинаковой обложкой скрывалось три издания. В первый раз пришла книга формата А5, в твёрдом переплёте, без иллюстраций вообще, естественно, я от неё отказалась. Во второй раз пришёл раритетный вариант - тоненькая книжка, опять А5 и всего три баллады, но здесь меня ждал сюрприз в плане иллюстрации к Лесному царю – она оказалась очень интересной – взгляд на всадника с ребенком был сверху, а не сбоку. Я её сфотографировала, но от книги отказалась.
Однако я не отступала и в третий раз «закинула сети» и тут мне повезло, пришло то, что надо! Большая книга формата А4 девять баллад и иллюстрации к каждой. В тот же вечер я прочитала детям и Лесного царя и Епископа Гаттона, и Кубок. Они слушали, открыв рот, а потом разглядывали картинки, как и я когда-то. Я рада, что и моим детям теперь принадлежит то сокровище, которое когда-то принадлежало мне.
А у Вас были книжки с иллюстрациями Александра Арнольдовича? Ставьте лайк если были и пишите в комментариях.