Найти тему

Детей могут воспитывать комнатные растения.

Я занималась воспитанием детей долгие годы. Сначала это были дети в пионерских лагерях, в школе и в детском саду. С ними было легко и просто. Побыли вместе на позитиве и разошлись каждый в свою сторону. Они с взрослым ведут себя хорошо и слушаются замечательно. Никаких проблем. Я думала, что воспитывать детей просто. А потом родились свои дети. И тут началось всё самое интересное. Можно воспитывать объясняя и рассказывая сколько угодно о человеческих добродетелях, но это никак не влияет на формирование их характера.

Можно сколько угодно заботиться, даже чрезмерно, но это не вызывает ответного желания у детей поступать также с другими. Мне, как и любому родителю, хотелось видеть в своих детях доброту, заботу друг о друге, достойные черты характера. И чем больше я заботилась о них, тем больше замечала, что воспитывается в них не забота, эмпатия и альтруизм, а паразитизм, эгоизм и тщеславие. А ещё желание брать, да побольше.

Отстраниться от воспитания, осознать свои ошибки, учиться и наблюдать, как же это происходит по-настоящему, было лучшим решением. Я перестала читать нотации и указывать, как правильно. Отстала от свои детей полностью. Занялась собой, своими планами на жизнь, творчеством, очень много что стала делать из того, что откладывала на потом. Разрешила себе ездить в новые места, помогать и давать советы только тем, кто сам просит. Так, волею судеб, у меня всё же появилась постоянная подопечная - моя 8-ми летняя племянница Тоня, с которой мы проходим школьную программу, ну и параллельно воспитываемся друг об друга), и я не шучу. Это мой великий учитель такта и смирения моей преподаватедьской гордыни. Она шлифует изъяны моего характера, я же научилась быть искренней, в моменте "здесь и сейчас" говорить ей, что чувствую рядом с ней и как мне от ее поступков или слов без оценок, только свои чувства. И именно это работает лучше всего в плане воспитания новых черт характера и корректировки старых.

Тоня тоже ещё год назад была эгоистичным ребёнком, как и многие дети. Моя сестра (её мама) много раз обращала внимание Тони на её поступки, объясняла, показывала своим примером, как проявлять заботу о других, но воз был и ныне там. Трудная это работа "воспитывать", ещё труднее воспитываться. Особенно когда внутренне не согласен: как это, отдавать сначала, а брать потом? Как это, радоваться, когда делишься? Как можно отказаться от лучшего куска? Где справедливость?

Оно и понятно.

Не каждый взрослый искренне и по-настоящему обладает этими добродетелями. Могут носить маску заботливого ради хорошего общественного мнения, могут эго своё подпитывать, мол вон какая я хорошая, не то что все. Но искренне ощущать тихую радость от того, что помог ближнему безвозмездно, поделился от души, от ощущения наполненности, из любви к миру и людям могут далеко не все. Но все хотят быть ближе к таким людям, потому что чувствуют их сияние, с ними хорошо, радостно, счастливо.

Мне повезло, у меня такой человек был всю жизнь ближе некуда - это моя сестра. Когда мы были маленькие,она отдавала мне своё мороженое и была искренне счастлива смотреть, как мне вкусно. Она с детсадовского возраста проявляла заботу не только обо мне, старшей сестре, но и о родителях, подругах. И вот её дочь Тоня, которая пока не может вкусить этого чувства, распознать, что отдавать от сердца - это вкуснее самого вкусного мороженого.

"Что поделать, пусть пока так", - говорила сестра. Так и было, пока с Антониной не случились помидоры. Как ни странно, именно они пробудили в ней желание заботиться о ком-то, кроме самой себя.

Вот как это было. В мае, когда мы вернулись из долгого путешествия в Санкт-Петербург, мне захотелось купить для Тони рассаду балконных черри, чтобы она увидела это чудо созревания маленьких помидорок. Ей эта идея понравилась. Хотели купить 3 штуки для эксперимента, но сестра купила сильно больше. Экспериментировать, так экспериментировать.

Мы посадили первую часть рассады, Тоня активно помогала и сама приняла на себя ответственность ухаживать за ними. Я предложила и своему 14-летнему подростку племяннику Елисею поучаствовать в процессе. На ту пору он большую часть времени проводил за компьютерными играми, но всё же согласился посадить вторую часть рассады. Он часто проявлял интерес к растениям, проращивал семечки от разных фруктов, вырастил перец, смог прорастить экзотический дрэгонфрукт. Но посадив несколько черри, он вышел из процесса и больше не проявлял интереса к помидорам. Однако, проявил интерес к выращиванию цитрусов. Сказал, что ему было бы интересно самому ухаживать за мандарином и лимоном. Обещала ему, что куплю, раз такое дело.

Ну а с Тоней мы досадили оставшиеся черри, и с того дня она приняла на себя по собственной инициативе полную ответственность ухаживать за всеми растениями в доме, не только за черри. К слову, мы докупили ей ещё 3 комнатные розы, посадили в горшок магазинный шпинат и базилик, укоренили традесканции и хлорофитумы. В общем, хозяйство из растений получилось огромное. Одних только черри 20 штук.

Каждое утро она без напоминаний делает свой обход, удаляет жёлтые листики, поливает, ухаживает, радуется новым завязавшимся помидоркам, а сегодня с большим восторгом повела меня на балкон показать, как базилик красиво расцвëл белыми цветочками.

Она сама срезает микрозелень к столу, к свежеприготовленным салатам.

Сама проявляет инициативу опрыскать растения с удобрением, напоминает мне и спрашивает, когда нужно ещё добавить что-то из микроэлементов.

И это каждый день! Вот она забота, пусть даже всего лишь о растениях.

Сейчас она уже понимает, что растения можно и залить от чрезмерной любви, но не сдаётся, учится с каждым днём заботиться лучше. И ведь никто не заставляет. А после балконных дел удивительным образом и про математику вспоминает и сама! проявляет инициативу позаниматься, осваивая программу 3го класса, решая по одному уроку в день. Заботится о своём образовании человек, выучила сама таблицу умножения, обнаружив, что с ней житейские задачи решаются куда быстрее.

Забота о растениях заметно её преображает с каждым днём. Тоня становится более чуткой к чувствам других людей. Нет-нет, да и проскальзывает у неё мысль сделать что-то приятное для других. Всё чаще слышу от неё слова благодарности в адрес мамы о вкусно приготовленной еде, за интересные прогулки, музыкальный вечер, совместное рукоделие и прочее. Или вдруг обо мне старается позаботиться, отзывается на просьбы, вспоминает иногда поблагодарить за учёбу.

Раньше, приезжая к бабушке, она словно и не замечала её растений. А в прошлый визит смотрю, она играет с фуксиями, разговаривает с ними, снимает их на видео.

Понимаю, что силой невозможно воспитать в ребёнке ни одно человеческое качество. "Заставлять" - самое бесполезное занятие. Только живой интерес, естественная потребность, увлечённость какой-то деятельностью.

Это может быть что угодно, не только забота о цветах. Если у ребёнка засияли глаза на то, как мама увлечённо рисует, или папа что-то чинит - это оно. Подкинуть чуть-чуть дровишек в костерок и наблюдать. Важно не переусердствовать.

Как сказал Антоний Ульянов, преподаватель школы Щетинина, всё начинается с появления внутреннего вопроса, он же и запрос на то, что именно ему-ребëнку сейчас хочется, а не кому-то там надо. Классно создавать возможность, чтобы у ребёнка такой вопрос внутри возникал. Почаще предлагать разное, вместе что-то делать.

Появляется внутренний мотив по-разному. Могут загореться глаза на то, чем занимается рядом мама, папа, кто-то близкий. Или вот как у Тони получился живой отклик на растения. Сначала только посадить, а потом уже и сам процесс ухода такой увлекательный, что не оторваться. А уж когда первые помидорки созреют, представляю, какой у не будет взрыв восторга!

Мы с сестрой также заметили, что Тоня вот уже который раз сама моет пол. Усердно. Тщательно. Старается. На днях помыла пол тихонько, чтобы никто и не заметил, не привлекая к себе внимания. Очень хочет стать по-настоящему скромной. Смеётся, что скромности ей как раз сильно не достаёт.

Если я сильно усердствую с уроками, она тихо соскальзывает в "я почитаю книгу пока, давайте чуть позже". И читает такими объемами, просто диву даëшься.

Образование идёт в ногу с воспитанием, по-другому никак. Хороших нам всем учителей и воспитателей и чётких внутренних вопросов-запросов.

-2

В гостях у бабушки, она играет с фуксиями, разглядывая эти милые пушистые юбочки, снимает их на видео.

Кадр с Тониного видео
Кадр с Тониного видео

А вчера я тихонько наблюдала, как она разговаривает с случайно выросшим грибом в горшке с большим замиокулькасом о том, что там ему не место. Разговаривая с грибом, как с живым существом, договаривалась о том, чтобы он больше не рос в горшке, а переселился бы куда-нибудь в лес. Просила его об этом нежно, с любовью, относясь к этому грибу, как к самой себе.

Растения молча воспитывают в детях то, что мы пытаемся воспитывать бесконечными нотациями.

Без единого слова... Чудо, да и только.