Найти тему
Секретные Материалы 20 века

«СПРЕЙ» ДЖОШУА СЛОКЭМА

Капитан Слокэм был профессиональным моряком. Он родился в 1844 году в Новой Шотландии и с восьми лет трудился на ферме отца, поэтому образование получил достаточно скудное. С ранних лет Джошуа мечтал о море, что совершенно не нравилось его отцу.

Двенадцати лет отроду Слокэм убежал из дома и стал юнгой на маленьком рыболовном судне. К 17 годам он уже был опытным матросом, пересекал Атлантику на судне с прямым парусным вооружением, имел опыт работы коком и окончательно понял, что море — навсегда. В 18 лет Слокэм — второй штурман, а в 25 получает под командование шхуну, совершавшую каботажные рейсы вдоль западного побережья США. В его капитанской судьбе было много ярких страниц. Владельцы шхуны быстро поняли, что им повезло с молодым капитаном, и уже через год Слокэм поднялся на палубу барка «Вашингтон», совершавшего рейсы с генеральным грузом в Австралию.

На этот раз судно должно было доставить на Аляску материалы для постройки серии небольших рыболовных судов. Барк благополучно добрался до Австралии, и пока шла его загрузка (а в те времена это дело было достаточно долгим), Слокэм успел жениться. Вместе с молодой женой он и продолжил плавание. Их медовый месяц проходил под рев штормовых ветров.

За свою жизнь Джошуа Слокэм командовал многими судами. Он был капитаном и совладельцем прекрасного барка «Аквиндек», о котором писал: «... маленький барк, казавшийся мне самым совершенным созданием рук человече-ских; при хорошем ветре ему ничего не стоило обогнать и пароход...»

Но суровый океан отобрал это прекрасное судно. У берегов Бразилии, в бухте Паранагуа, барк при попытке встать на якорь был выброшен шквалом на скалы и погиб. К счастью, команда барка уцелела, спасся и Слокэм с женой и сыном, находившимися в тот момент на борту. Чтобы добраться до родины, Слокэм приобрел туземное каноэ, оснастил его тремя мачтами с китайскими парусами и вновь вышел в океан. Путешествие на 35-футовом паруснике длилось целый год и закончилось в Бостоне. Американские газеты того времени много писали об этом плавании, но слава отважного морехода не принесла ему самого важного на тот момент — работы. В конце XIX века слишком много капитанов парусных кораблей искали ее. Один из его друзей, желая помочь, предложил ему поехать в порт Ферхейвен, обещав там дать судно. Слокэм с радостью принял предложение.

Капитан  Слокэм
Капитан Слокэм

И вот он на месте... На подпорках, покрытый брезентом, стоял старинный полусгнивший шлюп.Но капитан Слокэм сразу оценил мореходные качества «Спрея». Вместо того чтобы подарок продать на дрова, он занялся капитальным ремонтом, один, при небольшой и редкой помощи друзей. Когда яхта была готова и спущена на воду, она оказалась следующих размеров: наибольшая длина составила 12,5 метра, длина по ватерлинии — 9,78, ширина — 4,3 метра, а осадка — 1,27. Ремонт обошелся в 553 доллара 62 цента и продолжался 13 месяцев.

У Слокэма вновь былосудно! Зародилась мысль предпринять на своей яхте плавание вокруг света. Он надеялся, в случае удачи, выставить свою яхту на всемирной выставке в Париже, рассчитывая получить достаточно денег на покрытие своих расходов.

В 1895 году 24 апреля «Спрей» отплыл из Бостона в Глостер. Там была снаряжена эта яхта для океанского плавания. На палубу был взят тузик, а из навигационных инструментов видное место занимал жестяной будильник без минутной стрелки в 1 доллар ценой. С подобным инвентарем американский капитан отправился в свое смелое плавание вокруг света, сначала — вдоль Ньюфаундленда по направлению к Азорским островам.

Интересно описывает Слокэм первые дни и ночи своего плавания. Чтобы не сойти с ума, он разговаривал сам с собой, отдавал команды воображаемому экипажу. Однажды ему во сне явился дух штурмана одной из каравелл Колумба и пообещал править «Спреем» за него, когда он, т.е. капитан Слокэм, по тем или иным причинам будет оставлять штурвал...

Во время продолжительной стоянки на Азорских островах доброжелатели снабдили Слокэма провизией, дали козий сыр и сырые сливы. Предавшись раблезианским утехам, капитан в первый раз испытал морскую болезнь, и тут-то, мучаясь коликами, увидал своего средневекового штурмана за покинутым штурвалом.

3 августа Слокэм прибыл в Гибралтар, а 25 августа он уже отплыл, изменив свое первоначальное намерение идти Средиземным морем и Суэцким каналом в Индийский океан из боязни нападения пиратов у берегов Красного моря. Но судьба позабавилась с ним, устроив-таки встречу с пиратами. Идя вдоль Африки у берегов Марокко, «Спрей» чуть не был взят в плен марокканскими пиратами, однако благополучно достиг берегов Бразилии. Отплыв из Рио-де-Жанейро 25 ноября, «Спрей» чуть не потерпел крушение у берегов Уругвая, попав на отмели, а капитан едва не утонул при переправе на тузике (Слокэм не умел плавать).

Коза съела всю бумагу и морские карты Слокэма
Коза съела всю бумагу и морские карты Слокэма

Выйдя из Магелланова пролива в Тихий океан, Слокэм встретил такой сильный шторм, что вынужден был вернуться обратно, счастливо проскользнув через малопроходимый, усеянный подводными рифами Кокбернский канал. Борьба со штормом продолжалась больше суток, в течение которых капитан не отходил от руля. Но после этого испытания Слокэму здорово повезло — в море он нашел груз с разбитого корабля. На «Спрее» появилось несколько бочонков дорогого сала и даже бочонок вина. После многомесячных скитаний по Магелланову проливу, выдерживая штормы, отражая нападения дикарей, Слокэм благополучно вышел 11 апреля 1896 года в Тихий океан, а через 15 дней спокойного плавания подходил к знаменитому острову Хуан-Фернандес, столь знакомому каждому из нас по «Робинзону Крузо».

Здесь он выгодно продал свой груз, а затем пустился в плавание через Тихий океан к Маркизовым островам и островам Самоа, куда и прибыл после 72-дневного благополучного плавания. На Самоа «Спрей» был встречен, как и везде, радушно. После этой стоянки Слокэм отправился в порт Ньюкасл, а оттуда в Сидней. Здесь командор яхт-клуба подарил ему новое вооружение и паруса для «Спрея», которыми и были заменены старые, превратившиеся в лохмотья. На этот раз яхта была вооружена иолом. Из Сиднея «Спрей» отплыл в Тасманию. Здесь капитан начал впервые свои лекции о путешествии, давшие порядочный доход для его продолжения. Из Тасмании Слокэм отплыл обратно к Австралии и, двигаясь по направлению к проливу Торреса, по пути заходил в разные города. В одном из портов его обложили поборами, а он в отместку стал пускать публику на свою яхту не даром, а за плату, показывая дохлую акулу.

Пройдя вдоль опасного кораллового Барьерного рифа и пролива Торреса, обогнув таким образом Австралию, капитан Слокэм вступил в Индийский океан. 22 июня 1897 года, в день бриллиантового юбилея английской королевы Виктории, «Спрей» был единственным представителем своей нации на острове Четверга. Затем на пути к островам Рождества и Кокосовым отважный мореход делал переходы по 130 миль и более в сутки. Таким образом, при попутных ветрах «Спрей» прошел весь Индийский океан. Это было в общем идеальное плавание. Так, например, в три недели пройдя 2700 миль, капитану пришлось простоять у штурвала всего три часа, остальное время яхта бежала сама со штурвалом, за-крепленным румпель-талями, и почти не сбивалась с курса. Капитану оставалось много времени для отдыха и чтения.

На островах Кильга его чуть не приняли за антихриста, и здесь Слокэм чуть не погиб вторично, унесенный течением в открытое море на шлюпке без паруса и весла. Затем, через остров Святого Маврикия, пройдя мимо Мадагаскара, «Спрей» достиг порта Дурбан (в Африке), а затем и Капштата на мысе Доброй Надежды. После чествования местными властями и моряками капитан Слокэм 26 марта 1898 года отплыл из Африки на остров Св.Елены, где посетил могилу Наполеона.

8 мая 1898 года он был в том самом пункте, который прошел 20 октября 1895 года по пути из Европы в Бразилию. Так замкнулось кольцо кругосветного плавания.

Приближаясь к берегам Бразилии, при встрече с американским крейсером «Орион», Слокэм узнал, что Америкой объявлена война Испании. Он тут же предложил, шутя, крейсеру «Орион» свою помощь.

Наконец, 27 июня 1898 года после трех лет и двух месяцев плавания, пройдя по воде 46 тысяч миль, капитан Слокэм ступил на родную землю. В день окончания плавания ему исполнилось 54 года.

«СПРЕЙ»
«СПРЕЙ»

«Никакой король, никакая страна и никакая казна не финансировали плавание «Спрея»; он сам сделал все, чтобы выполнить задуманное», — писал Слокэм.

Здоровье его было лучше, чем когда он покинул свою родину, а его судно было здорово и крепко, как орех, и не давало течи...

После своего великолепного плавания Слокэм поселился в местечке Уэст-Тисбери, определив по кладбищенским камням, что здешних жителей явно можно отнести к категории долгожителей. Юмор не оставлял его всю жизнь.

Он продолжал бороздить моря на своем «Спрее», отправляясь каждую осень в Вест-Индию и шутя говорил, что благодаря этим плаваниям обходится без зимнего пальто.

Слокэму было уже 65 лет, когда он, как обычно, отправился к тропическим островам. Шел 1909 год. Больше ни «Спрея», ни его капитана никто не видел.

Сергей АФОНИН

«Секретные материалы 20 века» №7(51). 2001