Задача по обеспечению к 2030 г. 100% сортировки ТКО, поставленная в Указе Президента РФ от 7.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», находится под угрозой срыва.
Федеральная схема обращения с ТКО, утвержденная распоряжением Минприроды России от 28.12.2022 № 39-р (в ред. от 17.01.2024 № 3-р), содержит сведения обо всех в РФ объектах обработки (сортировки), утилизации (переработки), размещения (захоронения) и обезвреживания ТКО, в том числе, о 384 объектах сортировки, которые в период 2023-2029 или уже введены в эксплуатацию, или планируются к вводу в эксплуатацию, или находятся на реконструкции или только проектируются для строительства.
Объём образования ТКО в России составляет порядка 73,05 млн. т/год, а суммарная мощность указанных объектов сортировки лишь 41,53 млн. т/год, т.е. дефицит сортировочных мощностей достигает 31,52 млн. т/год (почти половина образующихся в стране отходов), что позволяет обеспечить выполнение задачи президента по 100% сортировке только на 56,8% (!)
В перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 30.03.2024, Правительству РФ поручено вместо недовыполненного национального проекта «Экология» разработать на 2025-2030 годы новый нацпроект, который будет называться «Экологическое благополучие населения», и направить на него не менее 600 млрд. рублей. В «Экологическое благополучие населения» будет включено 10 федеральных проектов, в том числе «Экономика замкнутого цикла» (вместо проваленного «Комплексная система обращения с ТКО»), т.е. усредненное финансирование каждого из федеральных проектов составит по 60 млрд. руб. за 5 лет или по 12 млрд. руб. в год, что для реализации таких проектов явно недостаточно.
Причина недофинансирования очевидна - это значительный дефицит федерального бюджета (2024-2026 > 3 трлн. руб. ежегодно), вызванный сложившейся геополитической обстановкой, стабилизацию которой в ближайшем будущем прогнозировать сложно.
Кроме того, широко разрекламированные планы Минприроды России по независимому и единоличному распоряжению средствами так и не собранного в полном объеме «экологического сбора», получению сверхдоходов от «зеленых облигаций» РЭО и привлечению в отрасль огромных частных инвестиций «успешно провалились», что в совокупности с дефицитом бюджета исключает даже теоретическую возможность госфинансирования строительства дополнительных объектов сортировки ТКО.
При этом всем понятно, что без сортировки отходов не может быть и «Экономики замкнутого цикла», а 100% сортировка ТКО - это не просто текущее поручение главы государства, а задача, поставленная в Указе Президента от 7.05.2024 № 309 по достижению целевого показателя национальной цели «Экологическое благополучие населения».
Острейший дефицит сортировочных мощностей, уже названный «мусорной импотенцией», наносит репутационный ущерб и лично Путину, т.к. о необходимости обеспечения 100% сортировки ТКО президент заявлял официально, многократно и публично. Более того, рухнет и статус Указа Президента, который всеми будет восприниматься как правовой акт главы государства, но лишь «декларативно-формального характера необязательного для исполнения».
Существующая проблема и бездействие чиновников ускорили разработку предложения по формированию внебюджетного источника финансирования строительства дополнительных объектов сортировки ТКО, т.к. бизнес прекрасно понимает, что создание современной системы сортировки и переработки - это мощнейший толчок для развития всего рынка обращения с отходами в России.
Расчетный объем внебюджетных средств 14,2 млрд. руб. - сумма по меркам государства мизерная (каких-то 10 поместий экс-замминистра обороны Тимура Иванова в Тверской обл.), но при условиях эффективного использования средств (без воровства) и закупки более дешевого отечественного оборудования, а не сверхдорогого (и откатосодержащего) импортного, закроет дефицит сортировочных мощностей в полном объеме.
Для проведения финансового обоснования предложения рассмотрим два мусоросортировочных комплекса отечественного производства мобильного и стационарного базирования
Несложные расчеты показывают, что при использовании указанных образцов, покрытие существующего дефицита сортировочных мощностей (31,52 млн. тонн в год) обеспечат или 302 (триста два) стационарных мусоросортировочных станций производительностью 100 тыс. тонн в год по цене 24,8 млн. руб. («ПрессМакс») или 400 (четыреста) мобильных мусоросортировочных линий производительность 80 тыс. тонн в год по цене 30,3 млн. руб. («Дальснаб»).
Итоги финансовых расчетов для представленных образцов - общие затраты составят от 7,49 до 12,12 млрд. руб., что полностью укладывается в 14,2 млрд. внебюджетных средств. Это пример, а не догма, т.к. возможно смешанное использование комплексов различных видов и снижение стоимости в зависимости от партии заказа на оборудование для сортировки.
Как и ожидалось, предложение по формированию внебюджетных средств для закупки дополнительных сортировочных мощностей отечественного производства Минприроды России назвало «не целесообразным».
Причина понятна - чиновникам глубоко начихать на результат выполнения задачи Путина (в РФ не предусмотрена даже административная ответственность за невыполнение Указа Президента), для них важен сам суперприбыльный процесс выделения, распределения и освоения бюджетных средств, поэтому формирование каких-то «копеек» вне контролируемого ими бюджета, да ещё и при условии, что из этих «копеек» им никто не позволит стащить и рубля, лично для них, несомненно, является «не целесообразным». Противно, грязно и смахивает на саботаж задачи Президента России…
А дальше еще интереснее. Неоднократно приводимые нами обоснованные расчетами доказательства «мусорной импотенции», без внимания VIP-чиновников всё-таки не остались, но вместо поддержки нашего предложения и совместной работы по его реализации, они решили идти своим, особым путём «обеспечения выполнения задачи президента» - засекретить (?!) часть информации по ТКО.
Постановление Правительства РФ от 6.06.2024 № 775 «О территориальных схемах обращения с отходами производства и потребления» устанавливает требование о размещении сведений об объемах финансирования в объекты обращения с ТКО, о прогнозах предельных тарифов и о расчетах величин образования, сортировки, переработки и захоронения отходов в закрытой части государственной информационной системы субъекта РФ (пункт 19).
При этом всем понятно, что объективное сопоставление объемов образования ТКО с объемами финансирования в объекты их сортировки, порождает неприятные вопросы о причине существующего дефицита мощностей на фоне сотен «освоенных» бюджетных миллиардов, что, скорей всего, стало нежелательным для Минприроды России и такие данные просто решили закрыть от общества.
Кроме того, пункт 19 ограничивает экологическую информацию о состоянии окружающей среды (образование отходов, объем захоронения), что нарушает требования статьи 4.3. Федерального закона от 10.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - но кого это когда у нас останавливало…
Мы уже не говорим о том, что закрытие информации, а значит и прекращение общественного контроля, дают неограниченные возможности для коррупции при распределении бюджетных средств и тарифообразовании - может этого и добивались авторы?
8 июля мы направили обращение к спикеру Совета Федерации В. Матвиенко с просьбой оказать содействие в отмене указанной статьи Постановления Правительства РФ №775, вступающего в силу 1 января 2025 года, - надеемся на помощь Валентины Ивановны, но сам факт закрытия информации так и остается позорным фактом.
И последнее. Нам надоело постоянно получать отписки и слушать разглагольствования чиновников, политиков, депутатов и сенаторов, своим равнодушием, бездействием и болтовнёй превративших «мусорную реформу» в профанацию («Темная сторона реформы»), поэтому было принято решение, которое непосредственно касается всех, кто прямо или косвенно отвечает не просто за выполнение задачи В. Путина по 100% сортировке ТКО к 2030 году, а за достижение целевого показателя национальной цели «Экологическое благополучие» Российской Федерации, установленного в Указе Президента от 7.05.2024 № 309.
Непринятие мер по устранению угрозы срыва выполнения задачи Путина вызвало необходимость реализации с 1.07.2024 мотивационного проекта «Красная папка» - общественного контроля выполнения задачи Президента РФ и предоставление Правительству РФ, Администрации Президента РФ и Генеральной прокуратуре РФ объективной и оперативной информации о ходе процесса формирования внебюджетного источника финансирования и личном вкладе должностных лиц в его реализацию.
В «Красной папке» аккумулируются все наши обращения в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с информативным предупреждением об угрозе срыва задачи Президента Российской Федерации и предложением по решению проблемы, а также все ответы на обращения, полученные от должностных лиц, депутатов и сенаторов или сотрудников их аппаратов.
В целях изучения общественного мнения, содержимое «Красной папки» с пояснительной запиской 1 раз в 3 месяца будет выкладываться в социальные сети и размещаться в СМИ с пометкой «кто срывает задачу Президента», после чего будет проводиться анализ отзывов по обсуждаемой проблеме.
В целях анализа и оценки вклада каждого адресата в выполнение задачи Президента Российской Федерации, содержимое «Красной папки» с пояснительной запиской и результатами изучения общественного мнения 1 раз в 6 месяцев будет направляться Председателю Правительства РФ, руководителю Контрольного управления Президента РФ и Генеральному прокурору РФ.
«Красная папка» - это вынужденная, но необходимая мера, т.к. другого способа достучаться до высокопоставленных «слуг государевых» и совместно достичь одну из национальных целей развития Российской Федерации на сегодня не существует.
В статье изложено личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением читателей, но мы не гонимся за лайками - мы хотим довести до всех, как провалили «мусорную реформу», и остановить эту профанацию