Найти тему

Сюрреализм в видении режиссера и художницы Маринетт Мортем

Сегодня вышла экспертная статья художника и режиссера Маринетт Мортем на портале Pakhotin.org

Режиссер и художница Маринетт Мортем
Режиссер и художница Маринетт Мортем

Статья опубликована:

на русском языке https://pakhotin.org/culture/surrealism/

и на английском языке https://pakhotin.org/en/culture/surrealism/

Что такое сюрреализм

Отличие сюрреализма от реализма

Сходство и отличие сюрреализма от других направлений в искусстве

Какие эмоции вызывает сюрреализм

Особенности сюрреализма

Сюрреализм в советских мультфильмах

Сюрреализм в русском кино

Приемы сюрреализма в режиссуре

Сюрреализм и наш мир

Термин сюрреализм родился из скандала! Впервые этот термин был использован, чтобы описать балет «Парад», на премьере которого в Парижском театре 18.05.1917 г. зрители бросались к сцене, яростно кричали «Занавес!» и оскорбляли всех причастных к этой постановке русского балета Дягилева. Музыка включала в себя звуки пишущей машинки, автомобильной сирены и молочных бутылок! Костюмы и декорации, которые создал «геометрический мазила и пачкун» Пабло Пикассо в стиле кубизма, вызывали эстетический шок и дискомфорт и мешали актерам двигаться! В оправдание этой взбесившей зрителей аудио-визуальной вакханалии поэт Гийом Аполлинер в своем манифесте написал: «В Параде, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа», и назвал это выступление «более правдивым, чем сама жизнь». Постановка настолько поразила зрителей эффектом новизны (к которому они были не готовы), что впоследствии породила новые течения в театре, музыке и живописи.

Что такое сюрреализм

Термин сюрреализм исторически происходит от французского слова surréalisme, что буквально переводится как «сверхреализм», «надреализм».

Слово «сюр» в названии сюрреализма означает «сверх» или «над» реальностью. Это направление в искусстве, развивавшееся в западной культуре с 1920-х по 1960-х годы, отличалось немыслимыми сочетаниями самых парадоксальных форм и аллюзий. По началу, сюрреализм трактовался как микс реальности и фантазии, интуиции и логики. Но позднее трактовка этого термина изменилась, и сюрреализм стал выражать все самое странное, бессознательное, иррациональное и абсурдное в жизни, отображаемое в искусстве. Для создания своих произведений сюрреалисты использовали методы автоматического письма, сновидений и свободных ассоциаций.

Отличие сюрреализма от реализма

Сюрреализм отличается от реализма тем, что он апеллирует к подсознанию и снам, создаёт причудливые и фантастические образы, которые бросают вызов традиционным представлениям о способах восприятия и описания реальности. Сюрреализм – это направление в искусстве, которое стремится изобразить тайные мысли, желания и страхи человека, используя иносказания и фантасмагорические сюжеты. В то время как реализм стремится точно и достоверно отобразить реальность в искусстве, фокусируясь на изображении предметов, людей и мест с дотошной детальностью и объективностью.

Сюрреализм не является разновидностью реализма, его надстройкой, но и не является чем-то оппозиционным реализму. Сюрреализм стремится ухватить остаточные впечатления о странных снах и подсознательных образах, что отличает его от реализма, который стремится отображать реальность так, как она доступна восприятию наяву.

Сходство и отличие сюрреализма от других направлений в искусстве

Можно отметить скрытые сходства и явные отличия сюрреализма от следующих наиболее известных направлений в искусстве:

Готика: сходство – изображение причудливых и галлюциногенных образов (в сюрреализме) и фантастических животных (в готике); отличие – фиксация на фантасмагории и абсурде (в сюрреализме) и акцент на мрачных и величественных библейских сюжетах (в готике).

Классицизм: сходство – использование символов и метафор; отличие – изображение абсурдных образов (сюрреализм), ориентация на традиционные формы и элементы, такие как симметрия, пропорции и гармония (классицизм).

Ренессанс: сходство – отход от традиции, поиск свободы и новых форм художественного выражения, новых источников вдохновения – в примитивизме или античности; отличие – изображении мира снов (в сюрреализме) и обнажённой натуры с акцентом на пейзажах заднего плата (в ренессансе).

Барокко: сходство – динамичность и эмоциональность образов; отличие: экстраординарные и странные образы (сюрреализм) и пышность, роскошь и яркость сложных композиций (барокко).

Импрессионизм: сходство: легкость, движение, яркие и насыщенные цвета; отличие – применение фантастических аллюзий к бессознательному (сюрреализм) и стремление передать мимолетные впечатления через свет и цвет, отказ от чётких контуров и детализации (импрессионизм).

Модернизм: общее – стремление к экспериментам, отрицание традиций, использование новых техник и материалов; отличие – атмосфера за гранью привычного мира (сюрреализм) и возведение новизны формы и техники изображения в Абсолют (в экспрессионизме, кубизме, и абстракционизме как разных течениях модернизма).

Авангардизм: общее – стремление порвать с реализмом, отрицание прямой изобразительности; отличие – воплощение иррационального в абсурдных образах (сюрреализм) и главенство техники коллажа, монтажа, автоматизма (в примитивизме, супрематизме, футуризме как разновидностях авангардизма).

Поп-арт: общее – игра с формой, стремление к выражению эмоционального состояния; отличие – использование необычных, фантастических и нереалистичных элементов (сюрреализм), и использование яркой обработки популярных в массовой культуре образов и предметов (поп-арт).

Какие эмоции вызывает сюрреализм

Сюрреализм вызывает одновременное сочетание и колебание (взлет и деградацию) разных эмоций широкого диапазона – как позитивных: эффект неожиданности, удивление, интерес, восхищение, изумление, так и негативных: чувство отчуждения, не понимания, смятения, затрудненности трактовки новых впечатлений, тревоги, не принятия и отвержения.

Это происходит потому, что сюрреализм обращается к бессознательному, иррациональному, чем вызывает сильные эмоциональные реакции у зрителя, выбивая почву из-под ног у зрителя, привыкшего применять известные, но уже не работающие для обработки сюрреалистичных образов шаблоны восприятия мира.

Особенности сюрреализма

Сюрреалистические произведения содержат неожиданные комбинации и сочетания объектов, образов и символов, применяемые для создания необычных композиций. Использование техник трансформации и деформации, изменения размеров, форм и пропорций объектов или их искажение позволяет воплощать странные образы и идеи.

Сюрреалисты приветствовали использование автоматического письма и рисования, чтобы отойти от рационального мышления и позволить проявиться бессознательным процессам и воображению в искусстве. Предмет творчества сюрреалистов – мир сновидений и подсознания, где отсутствуют рациональные правила, а присутствуют аллюзии и неожиданные сюжеты, выражающие свободу от традиционных ограничений и норм восприятия. Сюрреализм подарил миру новые формы и способы самовыражения и открыл неизведанные сферы искусства.

Сюрреализм в советских мультфильмах

Наибольший расцвет сюрреализм получил в странных, а иногда и жутких мультфильмах 1970-1990 годов, вызвавших психические фрустрации у детей того поколения. Художники использовали мультипликацию, как форму выражения в искусстве, тем самым жестоко ломая и обманывая принятые по умолчанию ожидания, что мультфильмы предназначены для развлечения детей, и несут в себе радость, позитив и добро.

В мультфильме «Рассеянный Джованни» (режиссёр Анатолий Петров, 1969 г.) мальчик-кукла теряет части своего тела и в конце концов исчезает.

В мультфильме «Голубой щенок» (режиссёр Ефим Гамбург, 1976 г.) щенок имеет нетипичный для собаки цвет и из-за этого становится изгоем.

В мультфильме «Контакт» (режиссёр Владимир Тарасов, 1978 г.) художник сталкивается с огромной сущностью, способной принимать разные облики, и они вместе отправляются в путешествие.

В мультфильме «Ух ты, говорящая рыба» (режиссёр Роберт Саакянц, 1983 г.) старик-рыбак встречает говорящую рыбу, которая оказывается чудовищем-трансформером.

В мультфильме «Будет ласковый дождь» (режиссёр Назим Туляходжаев, 1984 г.) робот в 2027 году продолжает обслуживать как живых уже умерших людей, и охотясь за влетевшей в дом чайкой, протыкает распятие, ломает весь дом и провоцирует ядерный взрыв.

В мультфильме «Крылья, ноги и хвосты» (режиссёры Игорь Ковалёв и Александр Татарский, 1985 г.) забавно и цинично показана перемена статуса превосходства между грифом и страусом, а впоследствии и ящерицей.

В мультфильме «Медвежуть» (режиссёр Василий Кафанов, 1988 г.) показаны сны медведя, в которых 1) бобер-альбинос высиживает то яйцо, то динамит, а затем от взрыва летит в небо, 2) утка как мать с трудом, но с успешными результатами обучает утиным повадкам подброшенного ей зайчонка; 3) лесные звери нашли неисчерпаемый ресурс еды – куб, который заполняют отходами, после чего сами попадают в куб и становятся едой для динозавра.

В мультфильме «Фру-89. Слева направо» (режиссёр Иван Максимов, 1989 г.) показаны необъяснимые сны щенка, в которых всё движется только слева направо, и странные существа, появляющиеся в этом мире из фарша Луны, упавшей в мясорубку.

Сюрреализм в русском кино

«Кин-дза-дза!» (режиссёр Георгий Данелия, 1986 г.) – фильм, в котором сюрреализм пронизан юмором. Сочетание абсурда и фантастики выводит на понимание неявных подтекстов на тему экологических катастроф и общественного устройства. Восклицание «Ку!» обозначает вообще все слова, которые произносят герои, при этом осуществляя успешную и понятную и им, и зрителям коммуникацию. Ещё один пример сюрреализма – это цветовая дифференциация штанов, где по их цвету определяется социальный статус и привилегии персонажей. Это отражает идею о том, что вещи и внешний вид могут определять положение человека в обществе.

В фильме «Топи» (режиссер Владимир Мирзоев, 2021 г.) сюрреализм проявляется через странные и необъяснимые события, происходящие в деревне Топи, из которой благодаря аномалии, невозможно уехать. Герои, сбежавшие от своих проблем, и приехавшие за чудом в монастырь, сталкиваются с иррациональным миром, где разрушенный храм то пустеет, то вновь заполняется людьми, живые пропадают, а мёртвые возвращаются. Каждый герой находится в плену своих страхов, проблем и установок, и ищет и себя и выход в этом не понятном месте со странными законами. Это приковывает внимание и создаёт атмосферу интриги и абсурда, характерную для сюрреализма.

Приемы сюрреализма в режиссуре

Режиссеры используют в своих фильмах различные сюрреалистические художественные средства, техники и приемы, например:

Трактовка сновидений, сопровождающих жизнь человека (Робокоп, режиссёр Пол Верховен, 1987 г., кошмар Робокопа, где он погибает от рук преступников).

Нестандартные ракурсы и внутрикадровые композиции («Тени забытых предков», режиссёр Сергей Параджанов, 1964 г.) – где каждый кадр как оживший экспонат, необычная гипнотическая картина с тайным смыслом.

Использование зеркал, эротических и религиозных символов (В фильме «Зеркала», режиссёр Александра Ажа, 2008 г. в зеркалах отражаются мучения посетителей универмага, заживо сгоревших в пожаре).

Визуальные паттерны, сновидения и видения («Солярис». режиссер Андрей Тарковский, 1972 г., герой Крис Кельвин смотрит на океан и видит образ своей умершей жены Хари).

Элементы боди-хоррора («Человеческая многоножка», режиссер Том Сикс, 2009 г. фильмы, где пленники соединяются анусами и ртами сумасшедшим хирургом в единый организм).

Смещение фокуса на нереальность у реально происходящих событий («Меня здесь нет», режиссер Маринетт Мортем, 2022 г., этюд о деперсонализации, в котором девушка теряет смысл социализации, и ищет свое настоящее хрупкое и ранимое «Я»).

Симбиоз подсознательного и действительного («Зеленый слоник», режиссёр Светлана Баскова, 1999 г. абсурдные диалоги и взаимодействия сокамерников приводят к потере реальности и насилию).

Сжатие и растяжение киновремени (Интерстеллар, режиссёр: Кристофер Нолан, 2014 г., фильм, где время в разных локациях течет по-разному).

Сюрреализм и наш мир

Сюрреализм оказал значительное влияние на развитие искусства XX и XXI веков, предлагая новый взгляд на реальность и позволяя исследователям глубин человеческой психики найти новые источники самовыражения. Феномен сюрреализма наилучшем образом выразился в работах самого известного художника этого направления – Сальвадора Дали. Своими работами он показал новую степень свободы – освободил творчество от рационального контроля, нашел сердцевину эстетики в приближении к трансу созерцания без остановки для осмысления, открыл новую степень доверия в следовании внутренним импульсам.

Каждый из нас постоянно своими снами, грезами, трактовками смыслов и впечатлений создает свой собственный мир. Мы творим его своими снами и явью, и поэтому мы, как люди, имеем возможность быть сюрреалистами каждую минуту своего бытия. Сюрреализм обогащает повседневность, дарит ей вдохновение и полет – в этом и есть его ценность и смысл, и поэтому он так близок каждому человеку.

Сюрреализм в видении режиссера и художницы Маринетт Мортем - Эрлик Темир-канова