Найти в Дзене
Bishenov & Partners

Экспортеры жалуются на заторы на железной дороге

Угольные компании жалуются на невозможность доставки грузов из-за высокой занятости железной дороги. Данная проблема, приводящая к скоплению угля и грозит остановкой обогатительных фабрик, обсуждалась на совещании в Минэнерго. В РЖД указывают, что все обязательства по перевозке угля выполнены. Для вывоза дополнительных объемов в монополии предлагают оптимизировать логистику. На Западно-Сибирской железной дороге занятость железнодорожной инфраструктуры путей общего и необщего пользования превышает 90%, а по ряду станций достигает 100%, сообщают СМИ. На станциях погрузки и путях необщего пользования простаивает порядка 280 составов с углем, препятствующих подводу порожних и выводу груженных составов. В результате, на станции Кемеровской области невозможно завести порожние вагоны в достаточном количестве. Это приводит к образованию значительных сверхнормативных остатков угля. Отсутствие подвода порожних вагонов грозит остановкой обогатительных фабрик. Мощности фронтов погрузки угольных к

Угольные компании жалуются на невозможность доставки грузов из-за высокой занятости железной дороги.

Данная проблема, приводящая к скоплению угля и грозит остановкой обогатительных фабрик, обсуждалась на совещании в Минэнерго.

В РЖД указывают, что все обязательства по перевозке угля выполнены. Для вывоза дополнительных объемов в монополии предлагают оптимизировать логистику.

На Западно-Сибирской железной дороге занятость железнодорожной инфраструктуры путей общего и необщего пользования превышает 90%, а по ряду станций достигает 100%, сообщают СМИ.

На станциях погрузки и путях необщего пользования простаивает порядка 280 составов с углем, препятствующих подводу порожних и выводу груженных составов.

В результате, на станции Кемеровской области невозможно завести порожние вагоны в достаточном количестве.

Это приводит к образованию значительных сверхнормативных остатков угля. Отсутствие подвода порожних вагонов грозит остановкой обогатительных фабрик.

Мощности фронтов погрузки угольных компаний задействованы менее чем на 50% от перерабатывающей способности, а выполнение согласованной заявочной базы не превышает 70%, говорится в документе.

Уголь — это скоропортящийся продукт. Спустя месяц после попадания на склад уголь начинает греться и гореть, что вынуждает предприятия снижать производство.

В январе—июне 2024 года добыча угля в Кузбассе снизилась на 5,5% в годовом выражении, до 102,8 млн тонн угля, сообщало министерство угольной промышленности региона.

Общие отгрузки угля кузбасскими предприятиями сократились на 1,9 млн тонн, до 13,6 млн тонн.

Экспорт в восточном направлении вырос на 0,2 млн тонн, до 4,3 млн тонн, а в северо-западном и южном направлениях — снизился на 0,3 млн тонн и 0,5 млн тонн, до 2,7 млн тонн и 1,3 млн тонн соответственно.

Между тем, в последнюю неделю ситуация с логистикой улучшилась по сравнению со средней за полгода.

В ОАО РЖД заявили, что они выполняют все обязательства по вывозу угля, указав на рост экспортных перевозок в восточном направлении в первом полугодии в том числе из Кузбасса на 2,6%, до 27,6 млн тонн.

Информация о количестве простаивающих поездов с углем, утверждают в РЖД, не соответствует действительности. Временное отставание поездов от движения, добавляют там, используется для сглаживания неритмичности работы участников цепочки доставки грузов.

Такие меры позволяют избежать заторов в точках выгрузки, а также максимально эффективно использовать транспортную инфраструктуру.

Для решения проблемы сверхнормативных остатков угля на складах, считают в РЖД, требуется взаимоувязка процессов добычи и реализации.

Для обеспечения вывоза дополнительных объемов из Кузбасса РЖД предлагает использовать возможности привлечения инновационных вагонов повышенной грузоподъемности. Этому также могла бы способствовать минимизация неоптимальных перевозок угля на российский рынок, отмечают в компании.

В январе—июне 2024 года такие поставки потребителям Дальнего Востока из более западных регионов выросли год к году на 26%, до 4 млн тонн, указывают в РЖД.

В свою очередь, на угольных складах предприятий Кемеровской области на сегодня размещено около 20 млн тонн каменного угля. Это соответствует среднегодовому значению 2023 года.

Помимо простоя и остановки обогатительных фабрик, есть риск и самовозгорания угля в вагонах, что чревато техногенными и экологическими катастрофами. Сама остановка фабрик не критична, но грозит штрафами за срыв экспортных контрактов. Это нанесет дополнительный удар по рентабельности отрасли, которая и без того показывает неудовлетворительные результаты.