«Думай, Вася, думай!» Как научить детей думать (для дошкольников)
-Думай, Вася, думай – говорит учительница первокласснику, который уже неправильно начал решать задачу.
-А как думать? – спрашивает озадаченный Вася – он же и так думает…
Получается что думать детей тоже нужно учить? А как это делать?
Научить думать ребёнка можно только если ставить его в ситуацию, требующую осмысления, то есть в ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ!
Это ситуация, в которой запускается процесс мышления. Возникают трудности, которые не решаются привычным образом, и ребёнок начинает искать другие способы, открывая для себя мир математики.
Что может сделать взрослый?
- Создать проблему.
Нет, не такую, какую нам создают дети, у них это лучше получается.
- Сформулировать проблему.
- Руководить поиском решения.
- Подвести итоги.
А дети, в свою очередь, принимают проблему, понимают формулировку, самостоятельно ищут решение и подводят итоги.
Нам, взрослым, конечно, нужно будет помогать, мы же учим думать.
ПОМОЧЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ МЫ МОЖЕМ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
- задаём вопросы
- переформулируем задание
- даём задачи-подсказки
- даём наводящие задачи
- готовый вариант решения (в конце концов).
Разбираясь с такими проблемными ситуациями, ребёнок учится сравнивать, сопоставлять, находить сходство и отличие. Учится анализировать проблемы.
ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ?
Это научит ребёнка ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать своё мнение и выслушивать чужое.
НАУЧИТ РЕБЁНКА ДУМАТЬ!
Эта статья была бы ни о чём без конкретных заданий и проблемных ситуаций, про которые я писала выше. Такие задания обязательно будут. Ждите их в подборке к данной статье.
Проблемная ситуация 1