Найти тему

«Думай, Вася, думай!» Как научить детей думать (для дошкольников)

«Думай, Вася, думай!» Как научить детей думать (для дошкольников)

-Думай, Вася, думай – говорит учительница первокласснику, который уже неправильно начал решать задачу.

-А как думать? – спрашивает озадаченный Вася – он же и так думает…

Получается что думать детей тоже нужно учить? А как это делать?

Научить думать ребёнка можно только если ставить его в ситуацию, требующую осмысления, то есть в ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ!

Это ситуация, в которой запускается процесс мышления. Возникают трудности, которые не решаются привычным образом, и ребёнок начинает искать другие способы, открывая для себя мир математики.

Что может сделать взрослый?

  • Создать проблему.

Нет, не такую, какую нам создают дети, у них это лучше получается.

  • Сформулировать проблему.
  • Руководить поиском решения.
  • Подвести итоги.

А дети, в свою очередь, принимают проблему, понимают формулировку, самостоятельно ищут решение и подводят итоги.

Нам, взрослым, конечно, нужно будет помогать, мы же учим думать.

ПОМОЧЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ МЫ МОЖЕМ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

  • задаём вопросы
  • переформулируем задание
  • даём задачи-подсказки
  • даём наводящие задачи
  • готовый вариант решения (в конце концов).

Разбираясь с такими проблемными ситуациями, ребёнок учится сравнивать, сопоставлять, находить сходство и отличие. Учится анализировать проблемы.

ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ?

Это научит ребёнка ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать своё мнение и выслушивать чужое.

НАУЧИТ РЕБЁНКА ДУМАТЬ!

Эта статья была бы ни о чём без конкретных заданий и проблемных ситуаций, про которые я писала выше. Такие задания обязательно будут. Ждите их в подборке к данной статье.

Проблемная ситуация 1