Найти тему

Русский язык 4 класс Закожурникова. Урок 29. Склонение прилагательных мужского и среднего рода (упр.87-90)

1. Проверка домашнего задания. Упражнение 82. Дети читают предложения, окончания прилагательных, доказывают их.

2. Объявление темы урока. Актуализация знаний.

  • Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам).
  • Какая часть речи может склоняться по падежам? (имя существительное).

Мы говорили, что имена прилагательные дружат с именами существительными. Давайте проверим, умеют ли прилагательные тоже склоняться. На доске записано словосочетание "умный класс".

  • Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать именами прилагательными.
  • Класс какой? (умный).
  • Нет класса какого? (умного).
  • Дать классу какому? (умному).
  • Вижу класс какой? (умный).
  • Творю классом каким? (умным).
  • Предложение о классе каком? (умном)
  • Изменялись ли окончания у прилагательных? (изменялись).

Значит, имена прилагательные тоже могут склоняться. Сегодня мы будем тренироваться склонять имена прилагательные мужского и среднего рода.

3. Работа по теме урока. Откройте учебник на стр. 27 параграф 8. Прочитаем два текста "Молодой дубок" и "Молодое дерево". Возьмите простые карандаши и подпишите падежи над выделенными существительными.

Имена прилагательные стоят в тех же падежах, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Еще определить падеж прилагательных можно по вопросам. Рассмотри таблицу склонений на стр.27.

Я буду задавать падежные вопросы, а вы читать прилагательные, выделяя голосом их окончания.

-2

Учитель читает вопросы, выделяя их окончания голосом и записывая их на доске:

  • Именительный падеж: есть какОЙ дубок? (молодОЙ) есть какОЕ дерево? (молодОЕ).
  • Родительный падеж: нет какОГО дубка? (молодОГО) нет какОГО дерева? (молодОГО).
  • Дательный падеж: дать какОМУ дубку? (молодОМУ) дать какОму дереву (молодОМУ).
  • Винительный падеж: виню какОЙ дубок? (молодОЙ) виню какОЕ дерево? (молодОЕ).
  • Творительный падеж: творю какИМ дубком? (молодЫМ) творю какИМ деревом? (молодЫМ).
  • Предложный падеж: предложение о какОМ дубке? (молодОМ) предложение о какОМ дереве? (молодОМ).
  • Какая связь между окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных? (они созвучны).

На доске появляется таблица окончаний. Дети переписывают ее в тетрадь.

-3

Закройте учебник. Давайте используя таблицу в тетради просклоняем еще раз прилагательные молодой и молодое.

  • Сравните окончания мужского и среднего рода. В каких падежах они различаются? ( в Именительном и Винительном).

Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 27.

  • Как изменяется имя прилагательное? (по числам, родам и падежам).
  • Как прилагательное зависит от существительного? (оно стоит в том же роже, числе и падеже).
  • Различаются ли окончания прилагательных мужского и среднего рода? (они одинаковые, кроме И. и В. падежей).

Это правило нужно запомнить.

Упражнение 88. Давайте вместе письменно просклоняем имена прилагательные родной город и родное село. Окончания будем выделять.

-4
  • Трудно ли было подбирать окончания прилагательным? (нет, у нас есть таблица и окончания вопросов).

Упражнение 89. Теперь самостоятельно просклоняйте словосочетания голубой цветок и голубое небо. Проверка:

-5

4. Домашнее задание. Упражнение 90. Вам нужно будет записать предложения, подчеркнуть прилагательные волнистой линией, выделить их окончания и подписать падеж.

  • Как вы будете определять падежи имен прилагательных? (по падежам существительных или с помощью таблицы склонений).
-6