1. Проверка домашнего задания. Упражнение 82. Дети читают предложения, окончания прилагательных, доказывают их.
2. Объявление темы урока. Актуализация знаний.
- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам).
- Какая часть речи может склоняться по падежам? (имя существительное).
Мы говорили, что имена прилагательные дружат с именами существительными. Давайте проверим, умеют ли прилагательные тоже склоняться. На доске записано словосочетание "умный класс".
- Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать именами прилагательными.
- Класс какой? (умный).
- Нет класса какого? (умного).
- Дать классу какому? (умному).
- Вижу класс какой? (умный).
- Творю классом каким? (умным).
- Предложение о классе каком? (умном)
- Изменялись ли окончания у прилагательных? (изменялись).
Значит, имена прилагательные тоже могут склоняться. Сегодня мы будем тренироваться склонять имена прилагательные мужского и среднего рода.
3. Работа по теме урока. Откройте учебник на стр. 27 параграф 8. Прочитаем два текста "Молодой дубок" и "Молодое дерево". Возьмите простые карандаши и подпишите падежи над выделенными существительными.
Имена прилагательные стоят в тех же падежах, что и имена существительные, с которыми они связаны.
Еще определить падеж прилагательных можно по вопросам. Рассмотри таблицу склонений на стр.27.
Я буду задавать падежные вопросы, а вы читать прилагательные, выделяя голосом их окончания.
Учитель читает вопросы, выделяя их окончания голосом и записывая их на доске:
- Именительный падеж: есть какОЙ дубок? (молодОЙ) есть какОЕ дерево? (молодОЕ).
- Родительный падеж: нет какОГО дубка? (молодОГО) нет какОГО дерева? (молодОГО).
- Дательный падеж: дать какОМУ дубку? (молодОМУ) дать какОму дереву (молодОМУ).
- Винительный падеж: виню какОЙ дубок? (молодОЙ) виню какОЕ дерево? (молодОЕ).
- Творительный падеж: творю какИМ дубком? (молодЫМ) творю какИМ деревом? (молодЫМ).
- Предложный падеж: предложение о какОМ дубке? (молодОМ) предложение о какОМ дереве? (молодОМ).
- Какая связь между окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных? (они созвучны).
На доске появляется таблица окончаний. Дети переписывают ее в тетрадь.
Закройте учебник. Давайте используя таблицу в тетради просклоняем еще раз прилагательные молодой и молодое.
- Сравните окончания мужского и среднего рода. В каких падежах они различаются? ( в Именительном и Винительном).
Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 27.
- Как изменяется имя прилагательное? (по числам, родам и падежам).
- Как прилагательное зависит от существительного? (оно стоит в том же роже, числе и падеже).
- Различаются ли окончания прилагательных мужского и среднего рода? (они одинаковые, кроме И. и В. падежей).
Это правило нужно запомнить.
Упражнение 88. Давайте вместе письменно просклоняем имена прилагательные родной город и родное село. Окончания будем выделять.
- Трудно ли было подбирать окончания прилагательным? (нет, у нас есть таблица и окончания вопросов).
Упражнение 89. Теперь самостоятельно просклоняйте словосочетания голубой цветок и голубое небо. Проверка:
4. Домашнее задание. Упражнение 90. Вам нужно будет записать предложения, подчеркнуть прилагательные волнистой линией, выделить их окончания и подписать падеж.
- Как вы будете определять падежи имен прилагательных? (по падежам существительных или с помощью таблицы склонений).