После призыва журналистов «Учительской газеты» открыть новую страницу в образовании – провести конкурс «Учитель года» – начались бурные дискуссии по этой теме, о чем мы подробно рассказали в предыдущем номере. Многочисленные отклики, серьезный анализ предложений, поступивших от читателей, позволили журналистам создать важный документ – Положение, давшее старт и жизнь конкурсу. Накануне нового, 1990 года на первой и второй полосах появилась публикация с заголовком «Итак, начинаем». Номер «Учительской газеты», который вышел в свет 30 декабря 1989 года, можно считать отправной точкой, началом большого пути в конкурсном движении.
Положение о конкурсе «Учитель года» определило его главные смыслы и ценности, его задачи: выявление талантливых педагогов, распространение их опыта, формирование общественных представлений о том, каким должен стать учитель эпохи перестройки и какой вклад может внести конкурс в разработку современной системы оценки и стимулирования учительского труда. К участию в конкурсе приглашались учителя начальных, неполных средних и средних школ всех типов, преподаватели профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. В оргкомитет следовало направить документы, такие как личное заявление, отзыв о деятельности претендента от учеников, родителей, коллег, совета учебного заведения (педагогического совета), представителей педагогической общественности, органов народного образования, ученых, методистов (на выбор претендента).
Положение предписывало необходимость краткого описания собственного опыта. По желанию претендент мог прислать и другие творческие работы, рекомендации, отзывы. Участие в конкурсе, что важно подчеркнуть, объявлялось добровольным, выдвижение кандидата могло осуществляться и как самовыдвижение, и доверенным лицом, например профсоюзом или лицом, группой лиц, организаций, знакомых с педагогической деятельностью претендента и ее результатами.
В положении подробно описывалась логистика организации конкурса, которая предполагала создание оргкомитетов, а также проведение при участии органов управления народным образованием районных (городских или областных, краевых, окружных, республиканских) педагогических конференций, которые обсуждали бы организационные вопросы по конкурсу и избирали жюри. Деятельности жюри в документе отведен специальный раздел, в котором представлены принципы и механизмы его формирования, обозначены показатели, по которым будет оцениваться деятельность претендента на звание учителя года. Это прежде всего профессиональное знание предмета преподавания (следует обратить особое внимание на этот первый пункт при перечислении критериев оценивания конкурсанта, в том числе тем, кто в разные годы, да и в наше время, оппонируя и критикуя конкурс, обвиняли его в недостаточном внимании к предметной компетенции учителя). Далее следует то, что не менее важно для учителя и характеризует уровень его педагогической квалификации, – это знание основ педагогики, психологии, физиологии ребенка, владение методикой преподавания, умелое использование передового и новаторского опыта и, конечно же, методическое мастерство, способность к творчеству, импровизации, показ собственных новаторских находок, демонстрация индивидуального творческого почерка. Концептуально важным, на наш взгляд, стал факт включения в Положение о конкурсе таких смысловых и ценностных понятий, как неординарность и глубина педагогического мышления, гуманизм, демократизм, организаторские и коммуникативные качества, отношение к педагогу его учеников, результативность.
В разделе, посвященном процедуре оценивания, прозвучала идея о том, что кандидатуры в жюри всесоюзного финала выдвигаются на основе их прямого персонального представления через «Учительскую газету» с последующим утверждением с учетом мнения большинства читателей. Данная позиция, вошедшая в первое Положение о конкурсе, но не имевшая продолжения в последующих официальных документах, несла важный глубинный смысл: изначально подчеркивалось, что в педагогическом состязании такого рода не должно быть места формализму, бюрократическому контролю, его стезя и сверхзадача – максимальная открытость, приоритет профессиональной общественной экспертизы, привлечение в жюри известных и авторитетных педагогов, психологов, ученых, методистов. Такая негласная, но демократическая по своей природе традиция, при которой важны не должность и звания, а уровень компетенции и признание экспертов в педагогическом сообществе, долгие годы оставалась важнейшим принципом формирования жюри. Она укоренилась и в той или иной степени удерживалась в истории конкурсного движения, не всегда, однако, ровно и без препятствий.
В документе, который закладывал основы конкурса, перечислялись методы изучения деятельности претендента: письменные отзывы учащихся, их родителей, коллег, непосредственное посещение уроков, личное наблюдение, беседы с учениками, родителями, коллегами, изучение творческих работ, творческие задания. Отмечалось, что все это может происходить с согласия претендента. Тогда же, весной 1990 года, журналисты «Учительской газеты» предложили в выборе главного приза конкурса остановиться на образе пеликана, возвратившись к историческому факту о том, что он был изображен на пуговицах учительского мундира в дореволюционной России.
Так была заложена основа для объявления в СССР конкурса «Учитель года». Положение, подготовленное коллективом «Учительской газеты», было согласовано и одобрено Госкомитетом СССР по народному образованию, ЦК КПСС.
Руководитель ведомства в 1989‑1991 годах Геннадий Алексеевич Ягодин (1927‑2015), ученый, член-корреспондент РАН, доктор химических наук, известный своим неутомимым интересом ко всему новому, передовому и новаторскому в образовании, поддержал идею проведения в стране профессионального конкурса среди педагогов. Было принято решение о создании республиканских оргкомитетов по подготовке и проведению конкурса «Учитель года». В приказе, опубликованном в феврале 1990 года в девятом номере «Учительской газеты» за подписью первого заместителя председателя Госкомитета СССР по народному образованию Владимира Шадрикова, отмечалось: «Призываем органы народного образования – районные, областные, республиканские, руководителей школ, учителей, методистов принять активное участие в конкурсе «Учитель года». Надеемся, что конкурс внесет важный вклад в политику демократизации, гуманизации школы, развития самостоятельности и творчества учителей».
С этого момента оргкомитет всесоюзного конкурса, в руководящий состав которого вошли Геннадий Ягодин, Владимир Шадриков (от Госкомитета СССР по народному образованию), Геннадий Селезнев, Петр Положевец, Владимир Жуков (от «Учительской газеты»), Виктор Рябов (от ЦК КПСС), представители общественных организаций (Советского комитета движения «Педагоги за мир и взаимопонимание», Педагогического общества РСФСР и др.), стал главным органом, регулирующим ход проведения конкурса в республиках и стране. На своих заседаниях члены оргкомитета анализировали информацию, поступавшую из разных территорий, где проходили или завершались региональные этапы конкурса «Учитель года». Сбором данных и заявок от учителей, получивших в своих регионах право участия в общесоюзном финале, разработкой программы финальной части конкурса, формированием списка жюри, рассылкой писем участникам, организацией проживания конкурсантов в гостиницах Москвы и другими оргвопросами занимались рабочая группа журналистов «Учительской газеты» и непосредственно координатор программы «Учитель года» Владимир Жуков, редактор отдела школ и средних учебных заведений издания, один их тех, кто инициировал проведение в стране этого конкурса. Уже на начальном этапе конкурсного движения стало очевидным: проведение профессионального педагогического конкурса общесоюзного, а позднее общероссийского масштаба требует консолидации усилий государства и общества. Необходима, соответственно, финансовая поддержка, нужны партнеры, спонсоры, активное участие научно-методического сообщества и специальная работа по формированию жюри.
Экспертами на первом Всесоюзном конкурсе «Учитель года» стали известные учителя, ученые, деятели науки и культуры. Среди них педагоги-новаторы Ш.Амонашвили, доктор психологических наук, народные учителя СССР В.Шаталов, С.Лысенкова, которая два года возглавляла жюри на финалах общесоюзных конкурсов, А.Асмолов, в то время главный психолог Госкомитета СССР по народному образованию, И.Бестужев-Лада, председатель президиума Педагогического общества РСФСР, профессор-социолог, И.Зязюн, ректор Полтавского государственного педагогического университета, академик АПН СССР, И.Лернер, доктор педагогических наук, научный сотрудник НИИ общей педагогики АПН СССР, М.Поташник, заведующий лабораторией НИИ управления и экономики народного образования АПН СССР, доктор педагогических наук, Н.Палтышев, преподаватель физики ПТУ №1 Одессы, член Комитета Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию, народный учитель СССР, В.Караковский, директор 825‑й средней школы Москвы, председатель Всесоюзного совета по образованию, доктор педагогических наук, Г.Гончарова, учитель истории средней школы №536 Ленинграда, народный учитель СССР, А.Католиков, директор сыктывкарской школы-интерната №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, народный учитель СССР, П.Положевец, заместитель главного редактора «Учительской газеты», Г.Габуния, начальник Свердловского районного управления образования, а также деятели культуры и искусства: писатель А.Маркуша, народный художник РСФСР Б.Неменский, народный артист СССР Р.Быков и др.
Список кандидатур по составу жюри первого конкурса «Учитель года СССР», состоявший из 28 человек, был опубликован на страницах «Учительской газеты» в апреле 1990 года, в №17. Нужно было отобрать 15 кандидатов. Для этого, следуя идеям демократии и открытости, а также для максимального привлечения внимания к новому педагогическому проекту, предлагалось всем, кому интересен конкурс и кто поддержал его, то есть самим учителям, работникам образования разных уровней, сделать выбор, отдав голос своему кандидату для выполнения данной миссии по так называемой горячей линии, позвонив по указанному редакцией «Учительской газеты» телефону.
И хотя подобная процедура впоследствии не повторялась, логика и подходы к формированию жюри, когда приоритет отдавался высокопрофессиональным и авторитетным в педагогической среде специалистам независимо от занимаемой ими должности, укоренился на долгие годы. Все, что происходило в период подготовки к проведению первого в стране конкурса «Учитель года СССР», – широкое общественное обсуждение самой идеи от «низов» до «верхов», тщательная разработка и запуск в жизнь Положения о конкурсе «Учитель года» – закладывало основу для дальнейшего его становления и развития.
Создание оргкомитета конкурса означало его признание на государственном уровне и поддержку со стороны властей, руководства и сотрудников Профсоюза работников народного образования. Принципиально важный общественно-государственный характер и принцип управления процессом организации профессионального учительского конкурса во многом предопределили его успешное становление и развитие. С тех пор министерство, профсоюз, издательский дом «Учительская газета» – три кита, которые стали крепким фундаментом конкурса, выдержавшего испытание временем и вступившего в свое тридцатипятилетие.
Существенную лепту в практику развития конкурсного движения внесли ЦК Профсоюза работников народного образования РСФСР (с 1991 года – РФ) и избранный на учредительном съезде в сентябре 1990 года его председатель Владимир Михайлович Яковлев (1943‑2003). Заложенная им в момент вхождения этой организации в состав соучредителей в 1992 году традиция поддержки конкурса продолжилась после ухода профсоюзного лидера из жизни. Новый председатель Общероссийского профсоюза работников образования Галина Ивановна Меркулова и ее аппарат также взяли курс на активное участие в его проведении, формировании концептуальных подходов и перспектив развития конкурса в России. С тех пор в структуру оргкомитета неизменно стали входить его председатель (по статусу – министр образования и науки РФ, а в последние два года – министр просвещения РФ) и два сопредседателя – первые лица Профсоюза работников народного образования и издательского дома «Учительской газеты». За более чем тридцатилетнюю историю конкурса оргкомитеты возглавляли десять отраслевых министров. В 1990 году им стал Геннадий Ягодин, председатель Госкомитета СССР по образованию.
Российский этап связан с именами первых лиц в образовании, которые в разные годы возглавляли отраслевое ведомство после крушения СССР: Эдуард Днепров (1991‑1992), Евгений Ткаченко (1992‑1996), Владимир Кинелев (1996‑1998), Александр Тихонов (1998), Владимир Филиппов (1998‑2004), Андрей Фурсенко (2004‑2012), Дмитрий Ливанов (2012‑2016), Ольга Васильева (2016‑2019), Сергей Кравцов (с 2019 года по настоящее время). Сопредседателем от Профсоюза работников народного образования и науки с 1992 по 2003 год оставался Владимир Яковлев. После его ухода из жизни этот пост заняла Галина Меркулова, которая в предшествовавшие годы была его заместителем. Статус сопредседателя от «Учительской газеты» в 1990‑1991 годах был у Геннадия Селезнева как главного редактора. Эстафету принял Петр Положевец, который еще в 1990 году стал заместителем председателя оргкомитета Всесоюзного конкурса «Учитель года».
Таким образом, Петр Положевец и Галина Меркулова оказались сопредседателями-«долгожителями». Вместе со своими командами, соучредителями и партнерами в течение 34 лет они вели планомерную работу, связанную с организацией конкурса «Учитель года России», его становлением и развитием, активным продвижением, масштабированием, популяризацией профессионального учительского состязания в педагогическом сообществе, в стране в целом.
В переломные в истории страны 1990‑1991 годы оба общесоюзных финала конкурса «Учитель года СССР» проходили весной в Москве. На заочный тур первого конкурса в 1990 году вышли 99 учителей. На финал в Москву приехали 19 педагогов. В пяти московских школах они провели открытые уроки по своему предмету. Классы – с первого по одиннадцатый – они выбирали сами, а тему жюри сообщало за два часа до этого конкурсного испытания.
В число шести лауреатов первого конкурса вошли В.Русецкий, учитель русского языка и литературы школы №12 Москвы, В.Рябинин, учитель технического труда средней школы №4 города Златоуста Челябинской области, Л.Лычагина, учитель литературы средней школы №15 имени Н.К.Крупской города Чимкента Казахской ССР, А.Сутормин, учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области, С.Шевченко, учитель биологии средней школы №12 города Сумы, В.Анцупов, преподаватель изобразительного искусства школы №1 города Абакана Красноярского края. Лидером был признан филолог Александр Сутормин из Тульской области, который через шесть лет после победы написал в редакцию «Учительской газеты» письмо: «Чем стал для меня конкурс «Учитель года»? Шесть лет назад я не смог бы ответить однозначно. Правильно говорят, что лицом к лицу лица не увидать. Теперь я знаю: конкурс – это своеобразный трамплин для меня. Он раскрыл мои возможности, изменил мое мироощущение. Я понял, как много значит для учителя признание его профессионализма. Сколько хороших, добрых, талантливых учителей приехало тогда в Москву! Помню интеллигентную учительницу литературы из Казахстана, обаятельного учителя труда из Златоуста. Фамилии не остались в памяти, а ощущения от общения с прекрасными людьми сохранились. Помню добрые, улыбчивые лица. Как и ту атмосферу добра и света. Спасибо организаторам конкурса.
Великое дело – показать педагогам, что есть такой путь выдвижения и признания талантливого учителя. Каждый может попробовать свои силы, и думаю, что каждый извлечет свои уроки. Помню свой урок. Тот, который сделал меня учителем года-1990. Сейчас, кажется, я бы не так говорил, не так бы его провел. Но в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Тогда я получал весь год письма. Добрые, хорошие, со словами благодарности. Храню их до сих пор. Четыре сотни учительских признаний и откровений. Спасибо тебе, конкурс, за все это.
Я глубоко признателен бывшему главному редактору «Учительской газеты» Геннадию Николаевичу Селезневу. Как я, сельский учитель, волновался перед вручением приза! Геннадий Николаевич тактично, вежливо, очень мягко советовал мне, как себя вести, как одеться, помогал во всем, не жалея времени. Спасибо Петру Григорьевичу Положевцу! Он приехал в Поповку, и его статья вызвала новый поток писем, а значит, прибавила мне храбрости от общения с друзьями. Хрустальный пеликан прижился в Поповке. За шесть лет появились у него собратья в Минске и Брянске, Подмосковье и Рязани, Ярославле… Пусть география мест обитания пеликана расширяется» (Александр Сутормин. Храню четыре сотни учительских откровений // Учительская газета. – 1996. – №42).
Очерк о победителе первого в истории конкурса «Учитель года России» принадлежит перу Петра Положевца, он написал его, еще будучи заместителем главного редактора «Учительской газеты» и заместителем председателя оргкомитета Всесоюзного конкурса. Статья заканчивалась такими строками: «Кстати, после конкурса у Сутормина все спрашивают, когда он уедет из Поповки. Я думаю, что если уедет, то не один. Исчезнет вместе с ним для поповских ребят пушкинский друг Дельвиг, наезжавший к родителям в Хитрово. Растворится поэт-декабрист Николай Чижов, вернувшийся в родные места в Покровку после ссылки. Может, никогда уже Грибоедов не заглянет в Спасское» (Петр Положевец. Неужели не вернем? // Учительская газета. – 1990. – №30).
Он не уехал! Поповская школа и ее ученики стали его выбором, его жизнью, судьбой, быть может, долгим эхом конкурса, который, как он сам написал, «открыл ему новые возможности, изменил мироощущение». Он отдал школе 43 года жизни. 24 ноября 2021 года Александра Евгеньевича не стало. Ему было всего 66…
В 1991 году выстраивалась система конкурсных заданий: учитель давал урок, проходил собеседование и тестирование на компьютере. Символично, что в последний год существования Советского Союза участниками суперфинала стали в основном педагоги из разных республик. В Москву приехали шесть человек: А.Шапиро, учитель физики из Киева, О.Абдуллаев, филолог из Ошской области (Киргизия), А.Суюнов, учитель начальных классов из Узбекской ССР, А.Яранцев, учитель истории из Чувашской АССР, Ю.Рустамов из Таджикской ССР и физик из Минска В.Гербутов, который и получил титул победителя конкурса «Учитель года СССР»-1991.
Тем, кто видел на конкурсе Валерия Александровича Гербутова, он запомнился прежде всего своими незаурядностью и харизмой. И, конечно же, капиталом теоретических знаний и практического опыта, искусством общения, как сказал о нем известный московский учитель физики, математики, астрономии и программирования Владимир Иванович Строилов. Педагогу, предпочитающему индивидуальные формы работы, умеющему стимулировать и поддерживать процесс самообразования, предоставлять максимальную самостоятельность, свободу выбора, оказались близкими по духу и задачам формы и приемы работы Валерия Гербутова, которые он готов был «непременно попробовать на своих уроках, в своем классе, со своими учениками» (Валерий Гербутов. Квартет не по Крылову [Предисловие к статье] // Учительская газета. – 1992. – №15). В своем очерке «Три кита физика из Минска» Светлана Герасимова, наш собственный корреспондент в Белорусской ССР, так написала о нем: «…Самым трудным на конкурсе было для него, пожалуй, задание нарисовать автопортрет. Физик Валерий Гербутов, прекрасно владеющий чертежом как таковым, рисовать, увы, не умел. Ну не Рембрандт… Впрочем, автопортрета с женой на коленях от него и не требовалось. А потому, немного подумав, он плавно прочертил лист мощным стволом дерева, разбросал внизу капилляры корней и уравновесил их пышной кроной. У подножия «посадил» трех маленьких китов, к вершине направил три молнии. А ветви украсил разноцветными мордашками.
Компетентному жюри учитель расшифровал свой «авангард» просто: три кита – это дети, которых он учит, с которыми учится, которые учат его; корни – это Краснодон, где Гербутов родился, Москва – где учился, Брест и Минск – где работал; ствол – конечно, образование, полученное в стенах МГУ. Почему в черно-белом рисунке оказались разноцветные детские рожицы? Ну педагогическая аксиома: разные дети для истинного учителя одинаково равны и любимы. Молнии? Так есть закон природы: если дерево вырастает слишком высоким, молнии начинают метить именно его».
Практически сразу, только получив главный приз конкурса – Большого хрустального пеликана – из рук Президента СССР в Кремле, учитель из Минска начал публиковать свои новаторские статьи в «Учительской газете» в рубрике «Уроки Гербутова». Первая статья «Завещание великого дидакта?» в острой и полемической стилистике поднимала насущные проблемы образования, в ней звучала боль за то, что, воспитывая долгое время серую личность, государство накладывало табу на любое проявление себя, талантливому человеку труднее живется в обществе, меркантильность стала ведущей силой (Валерий Гербутов. Завещание великого дидакта // Учительская газета. – 1991. – №44).
Многие годы после конкурса Валерий Александрович верой и правдой служил школе, преподавая физику по своей авторской программе, публиковался в педагогических изданиях, делясь опытом, глубокими размышлениями по самым разным вопросам образования. К сожалению, в 2012 году выдающийся педагог ушел из жизни. Светлая память о нем осталась в делах его учеников. Он навсегда вписан в когорту победителей конкурса, занял в его истории достойное место.
О том, как проходил конкурс «Учитель года России» в 1992 году, который стал первым после распада Советского Союза, читайте в наших следующих номерах. Конкурсная история, начатая в одной стране, продолжилась в другой…
В этом году состоится уже 35‑й конкурс. У его истоков стояли журналисты «Учительской газеты». Идею его проведения одобрило государство, нас поддержал Профессиональный союз работников образования, что позволило ему выйти на новый уровень признания и авторитета в педагогическом сообществе и в стране в целом.
Ирина Димова. Фото Михаила Кузминского
Продолжение в следующих номерах
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».